Проблема повтора

в проектировании храмов

Дата публикации или обновления 10.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный строитель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В современной архитектурной практике храмоздательства встречается несколько ситуаций, когда храм строится по повторно используемой проектной документации:

    - это может быть типовой проект;

    - проект повторного применения;

    - воссоздание утраченного храма по чертежам общих видов или фотографиям;

    - комбинирование отдельных элементов прототипов в новом храме;

    - самовольное использование проектной документации без ведома автора проекта.

    И в каждой ситуации могут возникнуть вопросы о правомерности таких повторов.

    - Многочисленные альбомы с храмовой архитектурой регулярно издавались со времен Екатерины II. Создания знаменитого мастера К.А. Тона в разных вариациях тиражировались по всей России. Так, у Храма Христа Спасителя был свой брат-близнец - Троицкий собор в Томске.

    - В середине XIX века огромное значение для закрепления русско-византийского типа храма имело издание двух атласов образцовых проектов церквей (1839 и 1844 гг.).

    - Второй атлас был издан с учетом пожеланий Святейшего Синода, которые сводились к требованию более простых и дешевых в исполнении проектов. По «образцовым проектам» был сооружен целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приемов, заимствованных из исторических образцов русского зодчества.

    - В 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное петербургским архитектором А.И. Резановым и виленским архитектором Н.М. Чагиным. В альбом вошли проекты более 50 каменных и деревянных храмов в романском, русско-византийском, русском и классицистическом стилях.

    - По причине нехватки на огромной территории Сибири храмов была разработана специальная серия упрощенных проектов небольших, по преимуществу деревянных, храмов.

    - В Постановлении Архиерейского Собора 2013 года говорится: «Собор одобряет проект формирования бесплатной базы проектно-сметной документации по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Епархиям следует направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в базу».

    Типовые проекты, разработанные ГУЛ «МНИИТЭП» в рамках программы «200 храмов», далеки от совершенства, и дальнейшее их тиражирование не оправдано. Если сегодня единая общая база проектов будет составлена из имеющейся проектно-сметной документации по построенным храмам, то мы будем и дальше продолжать строить храмы с некачественной архитектурой. Было бы желательно провести конкурс на создание серии «образцовых проектов» с привлечением профессиональных архитекторов-храмоздателей и решением компетентной комиссии рекомендовать лучшие проекты для сведения в единую общую базу и использования во всех епархиях с доработкой, где это нужно.

    В единую общую базу проектов, которые соответствуют высоким идеалам русского церковного искусства, можно отбирать из имеющихся наработок профессиональных проектных организаций. Помещенная в Сборнике информация позволит потенциальным заказчикам получить необходимые сведения о разработанных проектах с целью оценки возможности их использования в качестве «образца», сократить финансовые затраты и время на разработку и согласование новых проектов.

    В случае выбора подходящего проекта заказчик может обратиться к разработчику проекта для заключения договора на проектирование с использованием готовой проектной документации и ее корректировкой в соответствии с местными условиями и требованиями заказчика. Отсюда -проблема сохранения авторского права на произведение архитектуры.

    Действующее законодательство среди различных объектов авторского права называет и произведения архитектуры. Специфика архитектурной деятельности состоит в том, что идеи и решения архитектора не сразу воплощаются в зданиях и сооружениях. Объектом авторского права признается не весь проект, а лишь его архитектурная часть, называемая архитектурным решением, выраженным в рисунках, эскизах, чертежах, планах, разрезах, схемах, моделях и т. д.

    Таким образом, объектами авторского права в архитектуре являются:

    • архитектурный проект, а именно часть проекта на строительство, называемая архитектурным решением;

    • разработанная на основе архитектурного проекта документация для строительства, а именно рабочий проект как сокращенный по объему и содержанию проект на строительство;

    • архитектурный объект, то есть любое построенное здание, сооружение и т.д. как воплощенный в объемно-пространственной форме архитектурный проект.

    Автору произведения архитектуры предоставляются дополнительные права, в частности, право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

    В массовом сознании быстро происходит подмена оригинала его воссозданием, которое к тому же не является его точной копией. Кроме того, воссоздание, для того чтобы быть достоверным, неизбежно стремится к имитации.

    Грани между имитацией и фальсификацией практически трудноуловимы, особенно с течением времени. Поэтому любое воссозданное произведение, в конечном счете, может быть использовано в качестве фальсификации оригинала. Возраст, то есть древность или давность объекта, во многом определяет его уникальность, а следовательно, и невозможность повторения. Течение времени проявляется не только в старении материи произведения, но также и в том, что культурно-психологический комплекс, породивший самого автора и его произведение, безвозвратно уходит в прошлое, делая «непрозрачной» всю глубину сложной системы смыслов, планов, слоев и значений. Поэтому общепринятым стало правило, согласно которому, чем выше степень уникальности произведения, чем оно древнее, тем больше оно должно быть защищено от всяких попыток реконструкции и воссозданий.

    Архитектор и публицист Людмила Тарабарина в своей критической статье по поводу выставки современной храмовой архитектуры в Союзе архитекторов России назвала современное состояние храмоздательства «химерической эклектикой», когда в одной постройке соединены части других храмов.


    Архитектор Михаил Юрьевич Кеслер

    Журнал «Церковный строитель» № 42 (весна 2014 г.), издательский дом «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос