Многообразие
церковного искусства
Может ли искусство не быть элитарным? Этим вопросом задаешься, размышляя о благоукрашении православных храмов. В самом деле: среди русских церквей есть подлинные жемчужины – и по архитектуре, и по внутреннему убранству. Дерзну сказать, появляются они и среди современных храмов. Белокаменная и деревянная резьба, тонко написанные иконы, неповторимая композиция росписи, созданной талантливым художником... Но может ли таких «жемчужин» быть много? И что остается на долю остальным?
Обратимся к древности. В старину мастер не думал над тем, войдет его работа в сокровищницу мирового искусства или останется известной лишь жителям села, храм которого он украшает. Церковные художественные произведения, как правило, даже не подписывали. Подлинно церковный мастер отдает каждой работе всего себя – не важно, трудится он для кафедрального собора или небольшой часовенки. Верующий человек стремится каждое мгновение своей жизни посвятить Богу.
Работа становится продолжением молитвы, художник ищет изобразительные средства, чтобы выразить красоту Божьего мира – земного и небесного, а Божественная благодать осеняет его труд. Подлинное произведение церковного искусства – это всегда продолжение внутренней духовной работы человека. При таком подходе к работе произведением искусства может стать и небольшая икона, и простой, но выполненный со вкусом и любовью иконостас.
Хороший вкус – вот ключевое слово. Не нам судить, на каком духовном уровне находится человек – мы сами или кто-либо еще, но очевидно, что служение Богу в церковном искусстве (да и на любом другом поприще) состоит в том, чтобы работать с максимальной ответственностью. По-настоящему церковный художник постоянно совершенствует себя: свое образование, мастерство, своего «внутреннего человека».
Но вернемся к вопросу: может ли быть достойным произведением церковного искусства интерьер небогатого храма? И ответим: может, если он создан с благоговением. Пусть не блистающий золотом, но вырезанный вручную иконостас, каждая деталь которого осмыслена с практической и духовной стороны; писаные иконы, изящные аналои... Даже самая малая деталь: лестница на клирос, ящик для пожертвований - имеет значение, словно нота в музыкальном произведении.
То же можно сказать и о христианском доме. Благоговение к иконам выражается в стремлении верующего человека создать для них святой уголок. Каждый образ - на своей полке, особо чтимые иконы - в киотах. Киот станет великолепным решением и для писаной иконы, которую он защитит ее от пыли и влажности, и для простенького бумажного образка, которому придаст завершенность и торжественность.
И пусть полки для икон, киоты стоят недорого и продаются во многих церковных лавках - но они выполнены из натурального дерева и украшены ручной резьбой, басмой, подходят друг к другу по цвету. Иконы не ютятся в книжном шкафу или, хуже того, на телевизоре, не приклеены к обоям - не встроены, как некая чуждая деталь в «светский» интерьер, но заняли подобающее им положение. А значит - и владелец жилища, скорее всего, правильно строит свою жизнь, ставя веру во главу угла...
Алина Сергейчук
Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 43 (лето 2014 г.) издательства «Русиздат».