История почитания мощей

Дата публикации или обновления 12.10.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • История почитания мощей идет с первых веков христианства

    Мощи святого или их часть - благословение для храма, где они почивают. Церковные ювелиры создают мощевики, украшение которых нередко изумляет своей тонкостью и творческим подходом.

    Почитание мощей святых свойственно христианству с первых его времен. Уже в катакомбный период истории Церкви богослужения совершались на местах погребения мучеников. Традиция получила продолжение в каноническом правиле, повелевающем служить Литургию на святых мощах. Во исполнение этого правила на престол каждого православного храма при его освящении полагается антиминс - плат с вшитой в него частицей мощей.

    В древности благоговейные христиане старались иметь мощи и у себя дома. Корнем этой традиции послужил тот факт, что гонители, убивая христиан, стремились бросить их тела без погребения. А единоверцы казненных - напротив, старались забрать останки страдальцев и с честью похоронить их, причем, как свидетельствуют исторические тексты, нередко захоронение мучеников совершалось на территории частных имений.

    Очевидно, что, совершив благое дело - предав земле останки страдальца за Христа, люди надеялись на особое молитвенное предстательство и благословение мученика. Житие мч. Вонифатия повествует о том, как богатая и знатная христианка Аглаида, желая похоронить у себя в доме страдальца за веру, отправила своего слугу Вонифатия в места, где казнили христиан, чтобы он выкупил у стражей одного из убиенных. Взирая на подвиг святых, Вонифатий сам возгорелся ревностью по Боге, исповедал веру, был за это страшно мучим и убит, так что Аглаиде принесли тело ее раба, которое она и погребла как святые мощи.

    Традиция носить святыни с собой также уходит корнями в глубокую древность. Известно, что по обретении святой царицей Еленой Креста и Гвоздей, коими был распят Христос, один из гвоздей вправил в драгоценную сбрую своего коня сын Елены – равноапостольный император Константин Великий. Часто совершая путешествия и военные походы, царь желал всегда иметь при себе драгоценную святыню. В старые времена носили с собой и частицы святых мощей, в наше же время мощи по преимуществу хранятся в храмах.

    Естественно, что верующие стремятся создать для святыни обрамление, которое выражало бы их почитание. Драгоценные металлы и камни, работа искусных ювелиров - все это нашло свое место в создании хранилищ для мощей. А хранилища эти могут иметь самую разную форму и размер.

    Небольшие мощевики для ношения на груди обычно украшены миниатюрными иконами или изображением креста. Сегодня можно встретить множество подобных работ - верующие обычно носят в них частицы покровцов, прикасавшихся к мощам и т.п. Мощевик, вставляемый в икону совсем невелик, но иногда и он может быть весьма изящным.

    Храмовые ковчеги, внутри которых сделаны отсеки для хранения множества частиц святых мощей. Эти ковчеги часто представляют собой подлинные произведения церковного ювелирного искусства.

    Ковчежцы-ларцы. Их часто украшают иконами угодников Божиих, которым эти мощи принадлежат. Интересна традиция создавать для крупных частиц мощей ковчежцы в виде частей человеческого тела. Так, стопа апостола Андрея, почивающая на Святой Горе Афон, хранится в мощевике, повторяющем форму человеческой ноги. Рака для святых мощей обычно хранит целое тело угодника Божия.

    Чаще всего она представляет ларь со стеклянной крышкой, стоящий в еще одном - металлическом (нередко - выполненном из серебра или посеребренном). Крышка верхнего ларя обычно украшается изображением святого, почивающего в раке.

    Традиции почитания мощей в разных странах, а иногда и внутри одной поместной Церкви, могут различаться. В России мощи святых чаще всего скрывают от глаз, а если окошечко в раке и открывают - святыня все равно остается скрытой платом - покровцом. С покровцами на Руси связан благочестивый обычай: раку с мощами нередко украшали богато вышитым покрывалом. Некоторые из таких покрывал, выполненные средневековыми мастерицами, представляют собой драгоценные памятники золотного и лицевого шитья. При вышивке использовались тончайшие золотые и серебряные нити, жемчуг, каменья.

    Как мы уже сказали, чаще всего мощи святых в Русской Православной Церкви скрывают от человеческого взора. Но есть и исключения. Как правило, они относятся к мощам с особенно высокой степенью сохранности. Так, в Александро-Свирском мужском монастыре можно приложиться к открытой стопе прп. Александра Свирского. Тело угодника Божия не только сохранилось полностью, но и отличается мягкостью и теплотой, словно преподобный не скончался много столетий назад, а лишь уснул. Благочестивое сказание свидетельствует, что в XX веке, в годы гонений, мощи прп. Александра, изъятые из храма, были отправлены на изучение в научную лабораторию. Безбожники надеялись доказать, что имеют дело с мумией, - но оказалось, что тело святого не подвергалось препарированию, неизбежному при мумифицировании. Более того, свершилось чудо: угодник Божий открыл глаза и с укором взирал на изучающих его честные останки.

    В Греции можно наблюдать сразу две традиции, связанные с почитанием мощей, причем на первый взгляд они кажутся противоположными друг другу. Так, на Святой горе Афон (и во многих иных греческих монастырях) считается, что тело христианина по погребении должно обратиться в землю, а по оставшимся костям можно определить загробную участь усопшего. Кости медового цвета свидетельствуют, что почивший угодил Богу, белые - что он помилован Создателем, а темные и смердящие - тревожный знак того, что участь души усопшего отнюдь не радостна. Самый же страшный признак - неистлевшее, но темное и безобразное тело, не принятое землей. В то же время в Греции есть и нетленные мощи. Самые известные из них принадлежат свт. Спиридону Тримифунтскому и почивают в храме, посвященном этому угоднику Божию, на острове Корфу, который сами греки именуют Керкирой.

    Мощи святителя Спиридона абсолютно нетленны, они сохранили не только гибкость, мягкость и теплоту, но и вес живого человеческого тела. Керкиряне горячо почитают небесного покровителя своего острова: трижды в год они совершают крестный ход, впереди которого в вертикальном положении несут его мощи: святитель возглавляет молитвенное шествие.

    Серебряную раку с мощами святителя Спиридона открывают дважды в день, так что верующие могут приложиться к его стопам, обутым в бархатные башмачки, и видеть через стекло лик святого.

    Почему останки одних святых сохраняют полное нетление, а мощи других представляют собой лишь кости? Неисповедимы пути Господни. В одних случаях Бог творит чудеса, чтобы укрепить веру православных, в других - оставляет нам труд веровать, невзирая на отсутствие знамений. Афонская традиция почитания мощей явно связана с географическим условиями: на гористом полуострове недостаточно земли для устройства кладбищ, поэтому усопших откапывают несколько лет спустя по погребении, а останки складывают в общую костницу.

    Афон - своеобразная «кузница святости», число преподобных там - более, чем где-либо, так что, если бы там сохранялись нетленные мощи, вероятно, их оказалось бы негде хранить. Так мы видим, что Господь не только творит чудеса, но и милостиво, как добрый Отец, вникает во все особенности жизни Своих чад.


    Алина Сергейчук

    Журнал «Церковный ювелир & ризница» № 44 (лето 2014 г.) издательского дома «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100