Троицкая церковь в Царицыне

Дата публикации или обновления 02.02.2016
  • Храмы Волгоградской области
  • Троицкая церковь в Царицыне.

    В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви.

    С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается «по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паныпинский городок, где жили казаки, посланцы не смогли.

    Приход разинцев в Царицын в 1670 году приветствовал хлебом-солью и другой монастырский священник Андрей, даже ставший после взятия города одним из его управителей. В те годы Троицкий монастырь, видимо, является центром местного старообрядчества.

    В 1674 году для исправления раскольников патриарх Иоаким определяет в него архимандрита и благословляет монастырь, существовавший, возможно, до этого неофициально.

    Поддержка священнослужителями бунтарей не в последнюю очередь обусловливается тяжелым положением монастыря и его обитателей в нашем скудном и тогда малолюдном краю. Подорвал становившееся монастырское хозяйство пожар 1678 года.

    Обитель отстраивается заново, и в 1681-1682 годах в ней даже планировалось разместить епископскую кафедру.

    Жизнь в царицынском монастыре остаётся тяжкой, на что и жалуется царям архимандрит Антоний с братией в 1691 году: «живут де они в монастыре Живоначальныя Троицы многие годы, а великих государей жалованья им годового окладу денег 20 рублей и тем де им прокормица нечем». Они просят разрешить им сгребать соль, как это практиковалось в астраханских монастырях.

    Несколько поправляется экономическое состояние обители после указа царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (будущего Петра I) от 5 августа 1691 года, в котором монахам позволяется «згребать соли против Астраханского монастыря по 15 тысяч в год беспошлинно, <...> а если бы собрали соли больше, то царицынский голова Левонтей Камышников должен был брать пошлину».

    Архимандрит Троицкого монастыря Антоний и царь Петр Алексеевич сталкиваются во время азовского похода 1695 года. Направившись с воинским обозом из Царицына на реку Дон, Петр проходил через казачьи городки Паныпино и Качалино и без благословения Астраханского митрополита Сампсония послал за Антонием, требуя, чтобы тот освятил новые храмы в этих городках. Но архимандрит «учинился силен и не поехал освящать церковь, так что пришлось взять его силой». От царя факт неповиновения скрывается воеводой Голицыным, который также попросил митрополита Сампсона не наказывать ослушника.

    Троицкий монастырь постепенно приобретает всё более основательный вид. Он становится каменным, грозно глядя на окрестности в узкие бойницы окон. Как и Иоанно-Предтеченская церковь, возводимая из белого камня развалин старой татарской столицы Сарай-Берке, главный храм Троицкой обители строится из этого же материала. По некоторым сведениям, храм возведённый 18 августа 1701 года, стал первой царицынской каменной церковью. В таком случае именно его наблюдал с борта корабля и зарисовывал голландский путешественник и живописец Корнелий де Бруин, проплывавший мимо Царицына в 1703 году. Впрочем, на это описание также претендуют Иоанно-Предтеченская и Воскресенская церкви.

    О том, что церковь строилась специально для монастыря, свидетельствовал её внешний вид: со стороны, обращенной к городу, находилось только одно окно, чтобы у монахов не возникало соблазна от мирских дел. По другим сведениям считается, что храм построили в 1710 году, а освятили лишь в 1720 году.

    Современники находили, что церковь эта принадлежит византийской архитектуре. Храм имел два этажа: в нижнем помещался придел святителя Николая Чудотворца (служба здесь проходила лишь раз в году на его праздник — 6 декабря), а на верхнем, кроме главного алтаря, располагался ещё придел в честь иконы Казанской Божьей Матери.

    В 1703 году упоминается среди служащих здесь архимандрит Ипполит, в 1708 году — Мелентий, с 1710 года управляет монастырём Леонтий, его же имя встречается спустя четыре года. Он бьёт челом в Астрахань преосвященному Сампсону, прося поставить на место умершего в 1709 году монастырского иеромонаха Иосифа священника Тамбовской епархии Василия Родионова, постригшегося в 1710 году с именем Варлаам. Но, уже в 1711 году Леонтий докладывает в Астрахань о побеге иеромонаха Варлаама на Дон (оказывается, он раньше жил в Илецком и Григорьевском казачьих городках) и просит посвятить в священники крылошанина (поющего на клиросе) монаха Павла. Но о. Павел оказывается пьяницей и тоже бежит из монастыря в августе 1720 года, как сообщает об этом тогдашний архимандрит Зосима. К монастырю прикрепляется священник Царицьшского собора Фёдор Дмитриев. Известно также, что при обители имелась часовня, при которой в 1714 году служил монах Мисаил.

    К числу храмовых реликвий относились два серебряных позолоченных креста с мощами, сделанные в 1712 году. В одном из них находились мощи преподобных Евфимия, Павла, Мартирия Чудотворца, в другом — Никиты, епископа Новгородского, Иоанна Крестителя, преподобномученицы Евдокии, Макария и Антония Египетских, мученицы Татианы, Иоанна Милостивого, Николая Чудотворца, преподобного Зосимы и Василия Великого. Здесь пребывали требник и служебник времен патриарха Адриана (конец XVII века), иконы Спасителя и Богородицы «Всех скорбящих радость», Михаила Архангела, Ильи Пророка, Флора и Лавра, священномученика Власия, написанные в XVIII веке и украшенные серебряными ризами. Уважительное отношение старообрядцев, приписанных к храму, происходило из-за хранившегося в нем Евангелия, напечатанного еще в 1651 году при патриархе Иосифе и царе Алексее Михайловиче до никоновских реформ.

    Обитель держалась за счет государства: по документам 1710 и 1720 годов архимандриту с братией было положено на всех 20 рублей в год да по 20 четвертей ржи и овса, а ещё 8 рублей на свечи и ладан. Это жалованье выдается до 1725 года, а после выплаты прекращаются.

    Тяжело жилось монахам в Царицыне, но всё же основные тяготы для монашеской жизни проистекают не от материальных забот, а от близости заманчивых светских развлечений. В начале XVIII века царицане часто собирались на гуляния в устье реки Царицы, где пили водку, плясали и дрались. Случалось, что монахи, молодые священники и дьяконы присоединялись к этим кутежам и забывали о богослужении. Поэтому в 1717 году протоиерей Кондрат Иларионов, бывший настоятелем Воскресенского собора и надзирающий за духовным благочинием в городе, пожаловался на ослушников астраханскому архиепископу. О последствиях жалобы мы рассказывали в первой главе.

    В 1722 году Царицынским духовным приказом управляет уже иерей Троицкого монастыря Захарий. Приказ тогда размещается в келье обители, своего помещения он не имел.

    На 1720 год за монастырём числятся архимандрит и только 3 инока.

    В 1722 году архимандрита направляют в Астрахань, и обитель остаётся без настоятеля.

    В 1738 году Троицкий монастырь сгорел, и вскоре его переводят в Астрахань.

    Имя Петра Алексеевича вновь оказывается тесно связанным с историей Троицкого храма. Отправившись на войну с Персией, он дважды посещает Царицын в 1722 году. По сообщениям краеведов, Петр I служит обедню в Троицкой церкви, сам читает «Апостол» (по другим данным, он выстоял службу в Иоанно-Предтеченском храме, третьи указывают на Воскресенский собор, в котором должен был побывать царь при посещении города). Вместе с Петром в Царицын приезжает архимандрит Лаврентий (Горка) — будущий астраханский архиепископ.

    Храм обладал в Царицыне высоким статусом, пребывая, вероятно, некоторое время соборным. Так, в нём до 1809 года хранились наиболее известные царицынские реликвии — трость и картуз Петра I, потом их передали в городскую Думу.

    Православная городская библиотека также находилась до революции именно в Троицком храме. Позднее она будет уничтожена большевиками.

    При церкви имелось 374 квадратных сажени усадебной земли под собственными домами. Штат состоял из священника, дьякона и псаломщика.

    В 1865 году Священный Синод по представлению владыки Иоанникия (Руднева) шлёт благословение ктитору церкви купцу Н.П. Максину за крупные пожертвования в течение предшествующего года.

    4 апреля 1871 года произошло покушение на ограбление храма.

    В 1872 году купеческий сын Кирилл Автономов жертвует 125 рублей на устройство двух крылец в церкви, а через два года другой купеческий сын К. Антонов (возможно, в документах была описка, и речь идёт об одном и том же лице) даёт 150 рублей на устройство церковного дома.

    Напротив церкви стоял большой каменный двухэтажный дом, который ранее находился на монастырском подворье. Во время посещения Царицына здесь останавливались архиереи. Принадлежали храму также кирпичный дом для духовенства на Набережной улице и церковно-приходская школа в затоне за Волгой, в которой обучалось около 30 детей служащих пароходств и заволжских жителей. Она была открыта 26 ноября 1891 года потомственным почётным гражданином Н.П. Павловым. Заведовал учёбой и преподавал безвозмездно о. Александр Соколов вместе с учителем Василием Цареградским. Дети занимались с 1 ноября по 15 марта в наёмном деревянном здании.

    Известный всей России протоиерей Иоанн Кронштадский в 1893 году пожертвовал школе 200 рублей.

    11 июля 1866 года о. Пётр назначается для служб в больничной часовне и треб в больнице. 9 октября того же года он призывает прихожан пожертвовать на ведение миссионерской работы и собирает 30 рублей для миссионерского братства Святого Креста. В 1875 году настоятель Пётр Павильонов собранием благочинных избирается уполномоченным на епархиальный и окружной училищные съезды.

    Церковно-приходское попечительство существовало с 1866 года. Церковным старостой, председателем попечительства тогда был купец Павел Ефимович Скобельцын, а членами попечительства — почтмейстер Михаил Фёдорович Ионов, помещик Аполлон Николаевич Корбутовский, Иван Григорьевич Чернозубов и другие.

    В 1874 году старостой работал купец Е.Д. Кудачкин, а помощником — мещанин Т.И. Портретов, в 1894 году старостой становится купец Иосиф Тимофеев.

    Попечительство собирает достаточные пожертвования. Так, в 1865 году Священный Синод передал своё благословение ктитору церкви купцу Николаю Платонову (Максимову?).

    В 1875 году потомственный гражданин Иван Егорович Воронин жертвует 350 рублей на ремонт храма.

    На 1895 год в Троицкой церкви насчитывалось всего полторы тысячи прихожан всех сословий. В конце XIX века церковь славилась на весь Царицын хорошим хором певчих, особенно басовыми партиями. К храму были приписаны 1314 прихожан, 192 старообрядца, 26 сектантов. Здесь имелась церковно-приходская школа.

    С 1903 года в храме служит иерей Иван Васильевич Никольский, с 1909 года — дьякон Вячеслав Александрович Орлов, с 1912 года — псаломщик Алексей Петрович Орлов.

    В 1907 году старостой назначается купец Георгий Гробов.

    Революция сильно повлияла на историю храма. Несмотря на его большую помощь голодающим (весной 1922 года его прихожане и клирики собрали 85 500 рублей), Царицынская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей реквизирует более 6 пудов серебра и убрус, унизанный жемчугом.

    Во времена поддержки властями обновленческого раскола в Русской церкви Троицкий храм некоторое время держался, его община оставалась верной патриарху Тихону.

    В 1924 году здесь служат священник Николай Лебедев, дьякон Иван Голицын.

    20 октября 1932 года местные власти по постановлению ВЦИК закрывают храм и вскоре здание взрывают, а на его месте разбивают сквер с памятником лётчику Виктору Хользунову.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

     
    Rambler's Top100