Город Царицын и православие

Дата публикации или обновления 11.02.2015
  • Храмы Волгоградской области

  • Страницы:   1   2   3

    Город Царицын и православие - окончание.

    Пожизненным членом духовно-просветительского союза состоял протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, в него входили также директор гимназии Д.Т. Третьяков, полицмейстер П.Н. Подъянольский, начальница гимназии А.Ф. Колчина, городской архитектор Ф.И. Эрфурт, протоиерей собора В.Д. Волковский, священники В.К. Михайловский, А.И. Соколов, П.Ф. Строков, М.П. Политковский, Л.Ф. Благовидов, дьякон А.Н. Юнгеров и многие другие известные царицане. Председателем был священник собора СИ. Кузьмин, казначеем — законоучитель гимназии Т.Н. Остроумов. Союз проводил по воскресеньям народные чтения, продавал книги, брошюры.

    Так, например, в 1897-1898 учебном году проводится в школах, ночлежном доме, на хуторе Новоникольском и в других местах 31 заседание, на которых читались лекции по таким темам:

    «Начало христианства на Руси», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Поэма А.С. Пушкина «Полтава»» и др. А 2 сентября 1898 года приобретается участок на улице Сурской для строительства народной аудитории. Средства союза расходовались очень экономно. Доход за указанный год составил 1912 рубля 23 копейки, а расход — только 83 рубля 51 копейку, в результате на конец года в кассе оставалось 1834 рубля 72 копейки.

    В 1888 году число царицан вырастает до 35733 (к концу года — 35997). На следующий год в городе насчитываются 9 каменных церквей и одна деревянная, один монастырь, две часовни (каменная и деревянная), три богадельни, четыре ночлежных дома, один детский приют. В это время в городе около 40 тысяч жителей.

    Зима 1892 года выдалась голодной, поэтому церковь организовала две столовые, в которых кормилось всё трудное время до полутора тысяч нищих.

    Некоторое представление о храмовой экономике дают данные о движении сумм церковно-приходских попечительств. Так, например, в 1893 году эти суммы составляют: в Успенском соборе — 7759 руб.; Троицком храме — 1500 руб.; Преображенском — 1900 руб.; Скорбященском — 320 руб.; Вознесенском — оставалось 170 руб., поступило 817 руб., израсходовано 376 руб., в итоге оказалось 610 руб. В церкви с. Отрада упоминаются ещё меньшие средства — всего 50 руб., а в с. Рынок — вообще натурный продукт — 450 мер пшеницы.

    В 1893 году число царицан стало 40477 человек, в т.ч. 735 иудеев. Примерно в это время в городе открывается ночлежный дом в Зацарицынской части, бесплатная лечебница и бараки для больных тифом и холерой в центре.

    В 1894 году в Царицыне живет 43295 человек, в т.ч. 38456 православных, 385 единоверцев, 1565 старообрядцев, 284 католика, 815 лютеран, 626 евреев, 1077 магометан, 89 прочих.

    Отмечается, что летом число общего населения города почти удваивается. Многие царицынские священники отличаются высоким слогом проповедей, их любят слушать прихожане. В 1894 году выходит сборник «Поучения на разные дни, речи и заметки» соборного протоиерея Андрея Флегматова.

    В конце XIX века во 2-ой части города близ ветряных мельниц была построена деревянная часовня на кладбище.

    Имеются также упоминания о старообрядческой часовне (но, кажется, они относятся к середине века).

    В 1901 году в городе насчитывается 10 церквей, один монастырь.

    В 1907 году в Царицыне создаётся третий благочиннический округ. В него входят причты храмов хутора Новоникольского, сёл Отрады, Рынка, Елыпанки, завода «Урал-Волга» и ряда населённых пунктов, которые ныне находятся за пределами города.

    В начале XX века местное духовенство разворачивает настоящую борьбу с пьянством — явлением, шедшем параллельно со становлением городской деклассированной культуры и фабричной промышленности. 29 ноября 1909 года по благословению епископа Гермогена при чайной-читальне 2-ой части города в доме Кузнецова на Княгининской улице было основано Общество трезвости во имя святителя Николая. В нём состояло 1500 членов, в библиотеке чайной-читальни было 800 книг, через три года число их увеличилось до тысячи.

    Активное участие в организации общества принял причт Вознесенской церкви. Председателем стал протоиерей Александр Петрович Строков, его заместителем (товарищем) — Александр Александрович Репников, секретарём — дьякон Александр Сю-зюмский. Активно участвовали в работе священник Евгений Никольский, иерей монастыря Алексей Мирандов. Почётными членами общества были саратовский губернатор князь Александр Александрович Ширинский-Шихматов, гродненский губернатор Пётр Михайлович Боярский. В ноябре 1911 года в обществе уже насчитывалось около трёх тысяч членов. В его воскресной школе преподавал известный иеромонах Илиодор.

    На собраниях царицынских трезвенников постоянно выступал хор Вознесенской церкви под управлением П.М. Денежкина. Дьякон И. Невский написал «Гимн трезвенников», который положил на музыку священник В. Виноградов. К концу 1911 года в обществе состояло 3095 человек.

    13 марта 1911 года при Скорбященской церкви создаётся Общество трезвости святого Феодосия Черниговского, председателем которого стал иерей Фёдор Александрович Карамзин. Инициаторами его создания были священник Лев Благовидов, а также М.И. Антонов, Н.А. Юновидов.

    6 ноября 1911 года вышел первый номер еженедельного журнала «Царицынский трезвенник» (издатель В.М. Ефремов, редактор М.М. Костромин). Летом общество организовало паломничество в Городище к иконе святой Параскевы. В этом паломничестве участвовал даже губернатор П.П. Стремоухов. 4 декабря 1911 года состоялось торжественное освящение Дома трезвости. Оно началось крестным ходом из Вознесенской и Никольской церквей, среди участников были городской голова Остен-Сакен, член Государственной думы Н.С. Розанов, известный купец АА. Репников.

    Царицынское общество трезвости в 1911 году удостаивается дипломов, серебряных и бронзовых медалей на противоалкогольной выставке в итальянском городе Милане (награды прибыли в город спустя два года).

    В Доме трезвости действовал кинотеатр «Трезвость», в котором показывали научно-популярные и видовые кинофильмы.

    В декабре того же года родилось и Общество трезвости святой Троицы на заводе «Урал-Волга», председателем которого стал священник К.И. Булычёв, а товарищем (заместителем председателя) — В.И. Репьевский.

    В 1911 году в городе начал выходить «Царицынский пастырский листок», его издавала миссионерская комиссия Царицынского отделения Саратовского правления братства Святого Креста (редактор газеты И.Д. Райский). 28 апреля 1913 года царицынские трезвенники участвовали во Всероссийском празднике трезвости. В этот день в Царицын прибыл епископ Петровский Дионисий. Присутствовал он здесь и 9 июля того же года.

    Церковь не только боролась с грехом пьянства, но и создавала возможности для его исправления. Клирики устраивали пешие прогулки и пароходные экскурсии, открывали ссудо-сберегательные товарищества, пекарни для питания неимущих, проводили семейные чайные вечера, концерты и лекции. В 1916 году при участии церкви появилось Царицынское человеколюбивое общество «для содействия беднейшему населению по приисканию всевозможных работ и занятий». К этому времени в Царицыне было 16 церквей, а с пригородами — 22.

    Церковь окормляла в городе православные кладбища, 3 богадельни, 4 ночлежных дома, приют для девочек. Она призывала к покаянию оступившихся членов общества через тюремные храмы (храм апостола Андрея Первозванного при тюремном замке). Священнослужители отдавали свои строения под общественные нужды, так, например, царицынский священник Поспелов передал 26 марта 1883 года свой дом во 2-ой части города под бесплатную лечебницу.

    В 1894 году город израсходовал на нее 2142 рубля.

    В Александровской больнице находилась домовая церковь, название которой пока не известно. В документе «Деятельность городской врачебно-санитарной и ветеринарной организации по г. Царицыну за 1911 год» говорится, что храм занимал небольшую угловую комнату в первом корпусе. В штате больницы состоял священник.

    В 1914 году в Царицыне было 16 церквей, а в уезде действовало 29 церковно-приходских школ.

    В 1915 году насчитывается 18 храмов.

    В июле 1917 года прошли выборы в Царицынскую городскую думу. Выступившая отдельно группа «от приходских церквей» набрала около 2% избирателей, опередив многие общественные объединения, и провела в Думу трех гласных от своего блока. На заседаниях священник Мраморнов и некоторые родители выступали за сохранение преподавания Закона Божьего в школах за счёт города, но Дума разрешила лишь бесплатные факультативные занятия.



    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100