Образ Победы

Дата публикации или обновления 04.11.2016

Прохоровка

Между тем, повышенное внимание общественности к сооружению храма помогло ускорить и возведение Памятника Победы на танковом поле. Автор проекта — известный русский скульптор В.М. Клыков десять лет жизни отдал его созданию, от вынашивания замысла до его воплощения на Прохоровском поле.

Памятник-звонница в Прохоровке.
Памятник-звонница в Прохоровке.

Появлению Звонницы на легендарном поле под Прохоровкой в какой-то мере помог случай, когда силой административных решений памятник — звонница Вячеслава Клыкова — не выиграл конкурс памятников на Поклонной горе в Москве. Хотя появление памятника такого масштаба нельзя назвать случайностью. И сейчас, когда смотришь на Звонницу, то как будто бы и была она предназначена для Прохоровского поля, выросла из его глубин и в этом месте корнями срослась со всей Россией. Это особый образ — каменная летопись истории России в барельефных ликах, от древнейших времён до Парада Победы на Красной площади.

Строительство взялось финансировать Правительство России, а художественные работы велись за счёт Министерства культуры. И 3 мая 1995 года зажглась ещё одна свеча над ратным полем: Святейший Патриарх освятил Памятник Победы. Белокаменная свеча Звонницы так же, как и храм, имеет высоту 59 метров. Венчает её золочёная сфера, а над сферой — величественная фигура Божией Матери, простирающей свой покров над Третьим ратным полем и над всей Россией.

В верхней части круглого беломраморного барабана, поддерживающего сферу, золотом сияют укреплённые на медной пластине слова из Священного Писания: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

Звонница с первых же дней стала объектом особого внимания посетителей и рассказов экскурсоводов. Но лучше всего рассказал о замысле и образе звонницы её автор — знаменитый скульптор В.М. Клыков. К сожалению, его уже нет среди нас, но осталась запись его ответа журналистам на вопрос, что хотел он сказать людям своим уникальным творением. Приводим этот ответ, который лучше других толкований и комментариев выражает суть образа:

«Тысячу лет Россия была православной страной, поэтому вся её культура, в частности архитектура, исторически восходит к Христианству, Православию, духовности. Пройдитесь хотя бы по улочкам старой Москвы и сравните их с новыми микрорайонами, сооружениями последних лет, в чью пользу будет сравнение? В старинной архитектуре Москвы всё радует глаз: светлые, весёлые тона, естественные материалы, продуманные и красивые пропорции. Полюбуйтесь проёмами окон, наличниками, интерьерами зданий — всё сделано для хорошего настроения, удобства и уюта.

В старой Москве вообще нет мрачных, давящих сооружений, какие пришли к нам в последние годы. И хотя их появляется всё больше и больше — тёмных, угрюмых, с тонированными окнами современных гостиниц, банков и офисов, — всё равно они будут восприниматься как случайные, чужеродные вкрапления в облике белокаменной Москвы.

И ещё пример: церковь Покрова на Нерли, что невдалеке от Владимира. С давних пор там вообще не было службы, не звонили колокола. Но как только увидишь её — всё в тебе оживает, земля вокруг становится одухотворённой. Такова сила духовности и красоты, святости всего её облика.

В своей многолетней работе над проектами памятников и сооружений я учился на подобных примерах из славного прошлого России. Стремлением передать возвышенные чувства, которые вызывают в народе любовь к родной земле, гордость деяниями великих предков, готовность положить душу за други своя и своё Отечество, проникнута и моя работа над памятником-звонницей, что возведена сегодня на Прохоровском поле.

Нелёгкой была дорога проекта этого памятника к историческому полю. У большинства простых людей образ звонницы вызывал добрые чувства и положительную оценку, они воспринимали его как что-то знакомое, близкое по духу и мироощущению. Я считаю, что это в генах нашего народа: живое восприятие всего, что связано с Православием. Но решал не народ, а чиновники. А у них свои доводы: слишком откровенно выражено русское начало. Ведь воевали не только православные, но и мусульмане, католики, представители других конфессий.

Давайте, предлагали мне, сделаем нечто среднее, что угодило бы всем. А когда стремишься угодить всем — не сделаешь ничего. Поэтому и архитектура у нас сегодня, можно сказать, никакая. Но памятник Победы на танковом поле — не культовое сооружение, у него другое предназначение. Я рад, что невдалеке, в самой Прохоровке сооружён храм Святых апостолов Петра и Павла, призванный возродить на месте жесточайшей битвы духовную, религиозную жизнь людей. А памятник должен напоминать о бессмертном подвиге наших отцов и дедов, о гражданском долге и ответственности современников перед историей и будущими поколениями. Для меня, уроженца здешних мест, эта тема близка вдвойне: моя детская память во всех подробностях запечатлела самое главное в истории одного села — когда солдаты возвращались с войны.

Вернулся и мой отец, дядья и другие родственники. И при каждой встрече, особенно за праздничным столом, все разговоры — об однополчанах, о командирах. Для меня эти рассказы были как захватывающие сказки, как высочайшая поэзия.

И это оставило глубочайший след на всю жизнь. Но разве была бы возможна наша Победа без духовности, без веры, без веры в правое дело? В своей работе над памятником я меньше всего старался изобразить атрибуты именно танкового сражения, хотя на барельефах есть и танки, и пушки, и другая военная техника. Но в Прохоровском сражении, как и во всех других битвах российской истории, победила не прочность брони, не боевые свойства оружия, не мудрое руководство партии и правительства, а исторический опыт русского народа, его сила и воля, его духовность.

Именно эта мысль отражена в историческом духовном ряду горельефов памятника: образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской-Коренной иконы Божией Матери. А наверху, над шаром-державой — скульптура Покрова Пресвятой Богородицы.

По православным канонам Пресвятая Богородица является заступницей и защитницей России. Вот как всё переплелось: история и современность, мужество и духовность, смерть и бессмертие, храм и памятник. Люди объединились вокруг благородной идеи, и для её осуществления хватило сил и средств. И это в наше смутное время, когда всё вокруг распадается и рушится. Значит, ещё жива Россия, и в её глубине, в самой сердцевине крепнет народная воля к созиданию. Думается, что Прохоровка в этом смысле будет примером для всех».

Далее: «Любовию и единением спасем ся»

В начало

 
Rambler's Top100