Чем ладанка отличается от мощевика?

Дата публикации или обновления 01.07.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни... Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены? Православный интернет-магазин Svyatsy.Org (ладанки).

    Ношение образков - благочестивая традиция, возникшая еще в Византии.

    По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу - тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать - силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.

    Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать - духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.

    С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.

    Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.

    О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru. Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.

    Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик - то где мощи?

    Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит.

    Мощи - слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик - случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана.

    Главное же - мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан.

    А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.


    По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Елена Вишковская

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос