Монофелитство

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Монофелитство

    Монофелитство (греч. «единоволие») – видоизменение монофизитства, ставшее причиной церковных смут в 7 веке.

    Его инициатором стал император Ираклий, стремившийся вернуть в Церковь и прикрепить к Империи монофизитские области – Египет, Сирию и Армению.

    Поскольку православные иерархи не желали отказаться от осуждения монофизитства 4-м (Халкидонским) собором, Ираклий поддержал компромиссное учение о том, что во Христе наличествуют две природы, но только одна божественная воля.

    Монофелиты учили, что признание во Христе двух воль равно признанию в Нем склонности как к добру, так и к злу.

    Им удалось склонить к унии большинство православных иерархов Египта и Сирии, а также Греции, включая Константинопольского патриарха Сергия.

    С учением об одной воле согласился и папа Гонорий. Впоследствии монофелиты ссылались на его авторитет, и на 6-м Вселенском соборе он был осужден в числе других еретиков.

    Ведущий богослов своего времени св. Максим Исповедник в своих трудах против монофелитов доказал, что воля как естественное хотение есть непременное выражение природы и, следовательно, у двух природ одной воли быть не может.

    Но у безгрешного Христа эти два естественных хотения не вели к нравственному конфликту, т.к. одно (человеческое) пребывало в полном согласии с другим (божественным).

    Защита православного учения о двух волях была необходима, поскольку без двух воль не может быть и двух природ во Христе, т.е. монофелитство приводит обратно к монофизитству, отрицающему полноту вочеловечения Сына Божия.

    Поддержавший Максима св. папа Мартин был вскоре обвинен в нелояльности императору, сослан в Крым и там умер от жестокого обращения (655).

    Максим, также заключенный, отказался изменить свои взгляды, после чего был подвергнут усекновению языка и ссылке (ум. 662).

    Неправедные гонения укрепили православную партию, а захват арабами восточных областей империи (Египет, Сирия), где находились центры монофелитства, прекратил теологические споры.

    6-й Вселенский собор (680), созванный имп. Константином Погонатом, постановил, что во Христе должно исповедовать две естественные не противоположные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует Божеской, но не уничтожается ею, а также и два естественных действия.

    В 711-713 император из армян Филиппик Вардан, желая примирить своих соотечественников с Империей, попытался отменить решения 6-го Вс. собора, но возобновившаяся полемика была заглушена первыми вспышками иконоборчества.

    М
    Макарий Глухарев Малая схима Малый вход Манихейство Мантия Мария – Пресвятая Дева Маркетри Масленица Масон Масонство Мафорий Мессия Местный ряд Месяцеслов или Святцы Методисты Мефимон Микешин Михаил Осипович Милосердие Милостыня Милоть Минея Мирница Миро Мироточение Миропомазания таинство Мирохранительница Миряне Миссионерство Митра Митрополит Михаил, Архангел Молебен Молитва Молитва Господня Молитва Ефрема Сирина Молитва Иисусова Молитвенное правило Молитвослов Молчальник Монастырь Монах Монахиня Монашество Монофелитство Монофизитство Мощевик Мощи святые Морозова Феодосия Прокопьевна Мусульманство Мученик Мученичен Мытарства Мытарь Мясоед Мясопуст Мясопустная родительская суббота

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100