Иконоборчество

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Иконоборчество

    Иконоборчество - возникшее в начале 8 века еретическое движение против иконопочитания, ошибочно принятого за осужденное в Ветхом Завете идолопоклонство.

    Поощрялось властью: императоры-иконоборцы пытались таким образом распространить христианство среди народов, тяготеющих к исламу с его полным запретом изображений.

    Гонения на иконы начались при Льве III Исавре (717-741 гг.), продолжились при его сыне Константине V Копрониме (741-775 гг.) и внуке Льве IV (775-780).

    На иконоборческом соборе 754 г. 300 епископов единодушно осудили иконопочитание.

    Иконоборцы уничтожили десятки тысяч священных изображений (икон, фресок, скульптур) и преследовали тех, кто их хранил, в первую очередь монашество, бывшее главным защитником иконопочитания.

    Сын Льва IV Константин Порфирородный (780-797 гг.) под влиянием своей матери императрицы Ирины созвал VII Вселенский собор (787 г., Никея, Малая Азия), осудивший ересь иконоборчества и утвердивший догмат иконопочитания. Гонения возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках.

    Окончательное восстановление иконопочитания произошло в 843 году в регентство императрицы Феодоры, в честь чего установлен праздник "Торжество Православия". С догматической точки зрения запрет на изображение Сына Божия отрицает полноту Его воплощения, следствие которого – Его принципиальная изобразимость.

    Кроме того, отвержение икон (и св. мощей) под тем предлогом, что поклоняться Богу можно только «в духе», есть дуализм манихейского толка, отвергающий возможность освящения материи (материя=зло).

    В защиту почитания икон выступали преп. Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др. Римские папы всегда твердо противостояли императорам-иконоборцам, что привело к дистанцированию Рима от Восточных Церквей и усилению притензий пап на особую роль во Вселенской Церкви. Но Римская кафедра, не пострадавшая от иконоборцев, не поднялась и до вершин сакрального понимания иконопочитания.

    На соборах во Франкфурте (794, инициатива Карла Великого) и Париже (825) служение перед иконами все же было признано идолопоклонством, хотя и не отрицалось их значение как украшений храмов. В исторической перспективе это привело Западную Церковь к замене сакрального церковного образа светским бездуховным полотном Ренессанса и, в качестве реакции на это, к восстановлению элементов иконоборчества в протестантизме.

    И
    Игумен Игумения Иерархия церковная Иванов Александр Андреевич Иерарх Иерей Иеродиакон Иеромонах Иерусалим Избранные псалмы Изразцы Иисус Иисус Христос Икона Иконная полка Иконоборчество Иконография Икономия Иконописный церковный канон Иконопись Иконопочитания догмат Иконостас Иконы почитание Икос Илитон Ильин Иван Александрович Именины (тезоименитство) Индикт Индиктион великий Индития Инок Инокиня Интарсия Интронизация Иосифляне Ипакои Ипатьевская летопись Иподиакон Ипостась Ирмологий Ирмос Исихазм Исихасты Искупление Искушение Исповедник Исповедь Истина Иуда Искариот Иудаизм

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало

     
    Rambler's Top100