Финифть
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Финифть
Финифть (от греч. «фингитис» - «светлый, блестящий камень») - на иконных окладах и других изделиях декоративного искусства: металлические детали, украшенные эмалью.
Финифтью называются и небольшого размера образки - иконки овальной и прямоугольной формы, написанные эмалевыми красками.
Центром изготовления финифти с XVII до начала XX века был Ростов Великий.
Финифтью назывались все виды эмали в Древней Греции и затем в Византии, откуда искусство художественной эмали в Х веке пришло в Россию. Начиная с самых ранних времён, эмаль использовалась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней, а иногда могли поспорить с ними по красоте.
Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали. Ее уникальность в долговечности, проверенной столетиями, так как прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления.
В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.
Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
Фавор Фаворский свет Фарисеи Федоров Иоанн Феодорович Федотов Георгий Петрович Фелонь Феофан Грек Филиокве Финифть Фреска Фронтон