Резьба по дереву в благоукрашении храмов

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Резьба по дереву в благоукрашении храмов: от древности до наших дней.

    Резной деревянный иконостас, киоты, выполненный искусным резчиком крест-голгофа - неотъемлемая часть облика многих православных храмов современной России. Как развивалось искусство резьбы по дереву? Как срасталось оно с церковным благоукрашением? Проследим некоторые ветви сего сложносплетенного древа.


    Деревянная резьба издревле украшала православные храмы Руси. Каждый завиток замысловатых узоров нес в себе глубокую символику. Резные композиции, созданные мастерами XVI - XVII столетий, весьма причудливы, включают фигуры мифологических животных и птиц. При этом в них нет ничего случайного или противоречащего стройной духовно-символической системе взглядов жителя православной средневековой Руси.

    Сегодня искусство церковного благоукрашения возрождается. По всей России и за рубежом храмы украшают иконостасы и утварь, созданные мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры.

    Работы мастеров Свято-Троицкого братства объединяют в себе дерево, металл, эмаль. За годы работы мастера Братства сформировали свой узнаваемый стиль, который отличает все их изделия: от небольшого домашнего киота до величественного иконостаса. При этом каждая работа неповторима: один иконостас изумляет обилием пышной резьбы и блеском позолоты, другой - строг и сдержан, третий - украшен вставками из природного камня...

    С древнейших времен русичи строили свои жилища из рубленых бревен, а построив - украшали резными узорами. Особенно богато декорировали окна и двери домов, крыльца, ворота. Восприняв православную веру от Византии, наши предки уже очень скоро стали строить храмы по-своему - из привычного и доступного дерева.

    Немногое дошло до нас из творений мастеров домонгольского периода. О применении в древнерусской архитектуре резьбы свидетельствует колонна, датируемая XI столетием, обнаруженная археологами в Великом Новгороде. Ее ствол сплошь покрыт резным узором невысокого рельефа в виде переплетающихся ремневидных полос. Среди полос виднеются изображения диковинных животных - кентавров и грифонов.

    Великолепные образцы церковного убранства дошли до нас из XVI века. Среди них - царское моленное место, созданное в 1551 году для государя Иоанна IV Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Его создателями были, вероятно, новгородские резчики. Царское место представляет собой не просто трон, но как бы особую часовенку, палатку, где государь мог укрыться от сторонних взоров. Это квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В декоре царского места представлены различные приемы резьбы, применявшиеся в то время. Украшающие его сюжеты говорят о царском величии. В основании помещены четыре круглые скульптуры - изображения фантастических хищных зверей, символизирующие силу и власть. Двенадцать барельефов на стенках повествуют об истории принесения на Русь царских регалий: шапки Мономаха, барм (парадного оплечья)...

    Моленные места, относящиеся уже к XVII столетию, можно увидеть в Ярославле - в церкви Илии Пророка, куда в XX веке были собраны уникальные образцы резьбы из многих храмов. Эти моленные места, изначально украшавшие церковь Николы Мокрого, были созданы ярославскими резчиками в 1650-х годах.

    Прототипом для них, вероятно, стало описанное нами выше царское место из Успенского собора. Однако творения ярославских резчиков имеют собственное художественное решение. Алтарь Ильинского храма украшает надпрестольная сень, по-видимому, выполненная теми же мастерами, что и моленные места.

    Она изумляет воздушной легкостью и в то же время - насыщенностью резьбы, изяществом пропорций. Как и моленные места, сень украшена богатой позолотой. Надпись, идущая по карнизу, свидетельствует: «Лета 1657 сделана сия сень в церковь Пророка Ильи при державе Государя Царя Алексея Михайловича, пресвятейшем патриархе Никоне и преосвященном митрополите ростовском и ярославском». Все элементы сени сплошь покрыты сквозной и рельефной резьбой, основной мотив которой составляют «травы разметные» - вьющиеся стебли, покрытые листвой, цветами и плодами. Такое сочетание - одновременное цветение и плодоношение, практически не встречающееся в земной жизни, говорит о полноте бытия в Небесном Царствии. В узор вплетены изображения птиц: голубей, и орлов, и попугаев, а также фантастических сиринов. Здесь же запечатлена и птица Неясыть, разрывающая собственную грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов, - символ Крестной жертвы Спасителя.

    В резьбе, украшающей церковную утварь, мы видим удивительное сочетание декоративности и символики. То, что непривычному взору может казаться достаточно смелым для украшения храма, оказывается глубоко осмысленным и несет в себе благочестивый посыл.

    Интересно, что еще в Древней Руси искусство резьбы по дереву применялось не только для создания крупных предметов. Резчики выполняли и миниатюру, в которой дерево нередко украшалось драгоценными камнями и металлами. В XV столетии в Троице-Сергиевой Лавре жил и творил инок Амвросий - искусный резчик, создававший из древесины кипариса, палисандра, самшита кресты, иконы и целые композиции из многих фигур. Амвросий был удивительно разносторонним мастером: помимо резьбы по дереву он владел искусством ювелира. Резал художник и по кости.

    Все эти материалы он смело сочетал в своих работах. В ризнице Троице-Сергиевой Лавры сохранились работы инока Амвросия: вырезанные из дерева складни, панагии и напрестольный крест, ковчег-мощевик, золотой дискос со звездицей. Ученики Амвросия составили особую школу, оказавшую влияние на искусство резьбы в XV-XVI столетиях.

    Особая тема для разговора - украшение иконостасов, которые на Руси чаще всего создавались из дерева. Уже первые иконостасы - одно-двухъярусные алтарные преграды, отличавшиеся лаконичностью форм, не могли не быть украшены искусной резьбой. Русское благочестие стремилось расширить иконостас, уместить в него больше образов. На рубеже XIV - XV веков иконостас состоял уже из трёх рядов, в XVI веке к ним добавился четвёртый, в XVII веке - пятый. В конце XVII столетия создавались отдельные иконостасы, число рядов в которых доходило до шести и даже семи - отдельный ряд занимало изображение Страстей Христовых.

    В старинных тябловых иконостасах мы видим достаточно строгую и невысокую резьбу. Со временем убранство алтарной преграды становится все декоративнее. В храме Илии Пророка мы видим царские врата, относящиеся к XVI веку. Они сплошь покрыты растительным орнаментом низкого рельефа, местами позолоченным и посеребренным. В XVII столетии иконостас приобретает еще большую пышность: украшается высокорельефной резьбой, колонками, виноградьем (символ Евхаристии), растительными орнаментами, позолотой.

    Церковное искусство XVIII века - тема непростая. В этот период украшение храмов восприняло многие черты светского западноевропейского искусства. Воспитанные в глубоко церковном по духу обществе древнерусские мастера, украшая церковную утварь изображениями диковинных зверей и птиц, вкладывали в это духовно-символический смысл. Мастера XVIII столетия, используя даже вполне привычные для храмового благоукрашения образы, нередко имели в виду лишь их внешнюю красоту.

    Век девятнадцатый начался продолжением тенденций своего предшественника, а завершился временем русского модерна, когда возродился интерес к древнему искусству и зодчеству, стали создаваться интереснейшие произведения на стыке нового и старого.

    Наши дни - эпоха пробуждения от тяжелого семидесятилетнего сна. Она интересна тем, что современные мастера имеют широкие возможности аккумулировать опыт своих предшественников. Православные храмы украшают утварь и иконостасы, прообразами которых являются творения художников разных эпох. Что касается резьбы - можно смело сказать, что есть мастерские, которые за последние десятилетия сформировали свой, особый и узнаваемый стиль. Работы Свято-Троицкого братства г. Щигры, украшающие храмы по всей России и за рубежом, можно узнать по богатству и четкости рисунка. Как правило, это достаточно высокая и плавная резьба, в которой богато представлены растительные мотивы. Работы щигровских мастеров вобрали в себя символизм и художественность произведений старинных резчиков. Они весьма разнообразны: в одном храме мы видим богато вызолоченный иконостас в стиле XVII столетия, в другом - более аскетичный, напоминающий о церковном убранстве Древней Руси.

    Под стать иконостасу можно подобрать и утварь: вот распятие в академическом стиле, где изображения Спасителя и предстоящих прописаны искусным иконописцем, а это - резная Голгофа в строгом древнерусском решении. Архиерейский трон, украшающий храм Курской-Коренной пустыни (об этой работе мы уже рассказывали в предыдущих выпусках «Благоукрасителя»), напоминает моленные места и троны времен царя Алексея Михайловича, расписные врата иконостасов приделов Зачатьевского монастыря Москвы возводят мысль к творениям древних ярославских мастеров...

    Интересно, что недавно Свято-Троицкое братство обратилось и к созданию ювелирных изделий - панагий, крестов, а также драгоценных риз для икон. Традиция древнерусских мастеров, сочетавших искусство резчика по дереву и ювелира, в наши дни получает новое звучание...

    Алина Сергейчук


    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 39 (лето 2013 г.) издательства «Русиздат».

    В начало

     
    Rambler's Top100