Приемы регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования заданного настроения

Дата публикации или обновления 02.08.2021
  • Как научиться управлять собой

  • Наибольший интерес в комплексе упражнений аутогенной тренировки АТ-2 вызывают у новичков приемы регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования заданного настроения.

    Объяснить их лучше всего с помощью сравнительно простых примеров.

    Проделайте (в разные дни!) два упражнения:

    1. Добившись аутогенного погружения и выполнив стандартные упражнения АТ-1, сконцентрируйте свое внимание на полости рта, точнее «а мышцах, участвующих в речевом акте. Подберите слово, обозначающее предмет, окрашенный строго определенным цветом.

    Допустим, таким словом будет «апельсин», хотя бы потому, что апельсин никогда не бывает ни синим, ни белым, он всегда оранжевый.

    Мысленно произносите многократно это слово, стремясь делать это четко, раздельно, «смакуя» каждый входящий в него звук.

    Тщательно ощущайте все мышцы, которые участвовали в произнесении этого слова.

    Вы не старались представить себе внешние признаки апельсина (правда, и не удерживались от этого), но у вас неминуемо возникнут определенные зрительные представления.

    Уверенней всего представится оранжевый цвет кожуры апельсина.

    Вслед за этим перенеситесь в приятную для вас ситуацию: солнечным утром первого дня летнего отпуска вы просыпаетесь в небольшой комнате пансионата, санатория или дачи в излюбленном вами месте (это может быть Новый Афон, Симеиз, Репино, берег Клязьминского водохранилища — безразлично, лишь бы это было действительно любимое вами место).

    Комната невелика и уютна, на единственном окне — оранжевые шторы, их колышет теплый ветерок, и солнце, освещая шторы снаружи, окрашивает всю комнату оранжевым цветом (вот для чего понадобился апельсин).

    Если и дальше детализировать представляемую картину, то в воображении, возможно, возникнут и слуховые представления — шум моря, шелест листвы, гомон птиц, голоса за окном и прочее в зависимости от сюжета.

    Эти шумы без особых усилий воображения могут слиться в простую мелодию.

    Если проанализировать свои ощущения, можно заметить, что дыхание стало более глубоким, «утренним», биение сердца стало мощным и ровным. Вспомнившаяся музыка — всего вероятнее, марш, а настроение, возникшее в результате,— настроение радостного нетерпения.

    Раньше чем объяснить механизм этого упражнения, предложим еще одно, такого же типа, но иного содержания.

    2. Повторите начало предыдущего упражнения до концентрации внимания на мышцах полости рта включительно, но подберите другое слово, скажем, «небо».

    Это слово у большинства ассоциируется с голубым цветом. И действительно, при многократном повторении слова «небо» в воображении не только возникнет голубой цвет неба, но и представление спокойного простора, присущего чистому небу. Представить себя под просторным небом легче всего на открытой местности — в степи, в поле, на морском берегу.

    Звуковые представления, возникающие при репродуцировании сюжета «небо», также естественно сливаются в мелодию, но на этот раз в мелодию медленного вальса. Субъективно наблюдаемые результаты — «вечернее» дыхание, урежение пульса, спокойное, раздумчивое настроение.

    Такое упражнение («апельсин» и «небо») называется «сюжетным воображением», так как его действие определяется сюжетом, который тренирующийся воображает. Репродуцируя по памяти какие-либо обстоятельства и ощущения, с этими обстоятельствами связанные, невозможно представить себе нечто совершенно незнакомое. Но этого и не требуется.

    Сюжетное воображение заключается в объединении единым сюжетом реальных, но разновременных воспоминаний, в сведении их в одно время и в одно место.

    Как выбирать эти сюжеты? Почему «апельсин» должен вызвать радостное нетерпение, а «небо» — спокойную задумчивость?

    Чтобы понять действие сюжетного воображения, следует вспомнить механизм эмоций и формирования настроения.

    Эмоции возникают под влиянием внешних впечатлений, а настроение формируется эмоциями. Роль непосредственных внешних впечатлений принимает память, но и воспоминания имеют своим непосредственным источником какую-то информацию извне. Но ведь эту внешнюю информацию поставляют нашему мозгу органы чувств.

    Именно они являются первым звеном сложного перекодирования внешних сигналов, определяющего не только эмоциональное состояние, но и ответные реакции организма.


    Далее: Эмоции под влиянием внешних впечатлений

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос