Возникновение эмоций под влиянием внешних впечатлений

Дата публикации или обновления 02.08.2021
  • Как научиться управлять собой

  • Различные органы чувств поставляют сознанию разное количество сведений.

    По объему информации у здорового человека на первом месте стоит зрение (около 90 процентов).

    Далее в убывающем порядке следуют слух, различные виды осязания (тактильная, болевая, температурная и мышечная чувствительность), обоняние и вкус. Не только объем, но и значимость сенсорной информации различны.

    При всем ее разнообразии можно сформулировать некоторые универсальные закономерности.

    Для аутогенной тренировки они имеют то значение, что «между реальным ощущением и воспоминанием о нем, с точки зрения мозговых механизмов, нет решительно никакой разницы» (И. М. Сеченов).

    Усвоив и поняв основные закономерности восприятия и переработки ощущений, можно научиться самостоятельно конструировать упражнения сюжетного воображения.

    Орган зрения.

    Зрительные впечатления ориентируют человека в пространстве, информируя о цвете, диспозиции и изменении (динамике) внешней среды. Эмоциогенное (рождающее эмоции) действие оказывают все эти три особенности зрительной информации. Рассмотрим вначале действие цветовых восприятий.

    Луч белого цвета разлагается на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — причем длина волны лучистой энергии различного цвета убывает от красного к фиолетовому. Красная часть видимого спектра обладает наибольшей длиной волны, фиолетовая — наименьшей. Длинноволновая часть спектра действует мобилизующе или возбуждающе, коротковолновая — успокаивающе или угнетающе. Красный, оранжевый и желтый цвета можно назвать цветами активности, зеленый и голубой — цвета покоя, а синий и фиолетовый — тормозят, угнетают.

    Известно, что в помещении с ярко-красной окраской стен человек ощущает непроизвольное беспокойство и невольно ведет себя суетливо. В комнате с темно-синими обоями он же чувствует некоторую скованность, движения становятся замедленными и настроение снижается.

    В упражнении «апельсин» был использован оранжевый цвет активности, а в упражнении «небо» — голубой цвет покоя.

    Выраженным эмоциогенным действием обладает также пространственное расположение объектов наблюдения (диспозиция) и изменение диспозиции во времени (динамика наблюдаемых объектов). И здесь есть свои закономерности. Представление узких, стесненных мест, а также быстрый темп изменения диспозиции возбуждают или мобилизуют.

    Напротив, представление широких, открытых, малоподвижных картин успокаивает. В приведенных упражнениях представление небольшой оранжевой комнаты с оживленным движением за ее пределами («апельсин») должно активизировать, а просторного малоподвижного пейзажа («небо») — успокаивать.

    Орган слуха.

    Воспринимаемые человеческим ухом звуки различаются по частоте звуковых колебаний, изменению частоты (ритму) и интенсивности звука (громкости).

    По объему информации звуковые впечатления занимают у человека второе место после зрительных. Известно, что высокие звуки действуют раздражающе, а низкие способны возбуждать эмоции страха.

    Влияние чрезмерно громких звуков на нервную систему настолько общеизвестно, что не нуждается в дополнительных аргументациях. Наибольший интерес представляет действие звука в зависимости от его ритма.

    Монотонный, сравнительно негромкий звук обладает выраженным тормозящим действием, что используется при гипнозе.

    Так же действует спокойный постоянный ритм (метроном, капель и прочее). Всем в общих чертах известна сила эмоционального, воздействия музыки, этого, по выражению Б. Шоу, «организованного шума», но важно представить себе, каким образом такое действие .осуществляется.

    Вопреки распространенному мнению основной эмоциональный заряд музыки, которую мы слышим впервые, музыки нам незнакомой, заключен не в мелодии, а в ритме. Спокойный плавный ритм (ритм вальса, например) действует успокаивающе, даже если музыка написана в минорной тональности. Яркий этому пример — «Грустный вальс» Яна Сибелиуса. Четкие, «рубленые» ритмы марша, нервные синкопы джаза действуют возбуждающе.

    Военные оркестры сопровождают воинские отряды с древнейших времен, и в словах Суворова «люблю музыку громкую, особливо барабан» достаточно смысла. Можно также напомнить, до какого неистовства доводят слушателей рваные, скачущие ритмы современной поп-музыки. Ритм музыки «задает» темпо-ритм и управляет темпом переживаний.

    Все это так, но, используя музыку для построения упражнений сюжетного воображения АТ, мы, как правило, можем привлекать лишь музыку знакомую. Сенсорная репродукция заключается в воспоминании ощущений, а вспоминать можно только то, что знакомо.

    И в этом случае эмоциональное воздействие музыки будет в немалой степени зависеть от воспоминаний, связанных с конкретной мелодией и только во вторую очередь — с ритмом.

    Юноша, к примеру, впервые объясняется с любимой на танцплощадке под звуки какой-либо сверхритмичной ультрасовременной музыки. В последующем эта мелодия, в каком бы ритме она ни звучала, будет провоцировать у него то эмоциональное состояние, которое он пережил во время этого интимного объяснения: радость, душевный подъем, удовлетворение.

    Поэтому, используя музыку для упражнений сюжетного воображения, необходимо учитывать три фактора (в убывающем порядке): круг ассоциаций, ею пробуждаемый, ее ритмический рисунок и характер мелодии (минор или мажор).

    Аппарат осязания.

    Эти ощущения почти не используются в упражнениях АТ-2, исключая расслабляющие и успокаивающие представления тепла или мобилизующие представления познабливания, знакомы тренирующимся еще по стандартным упражнениям АТ-1.

    Известное значение имеет тренировка мышечного чувства, используемого при идеомоторных актах.

    Тактильные представления действуют, как правило, раздражающе (вспомните, как нервирует ощущение ползания мурашек по коже), болевые представления вызывать бессмысленно.

    Орган обоняния.

    Обонятельные представления обладают заметным эмоциогенным действием, но четкие закономерности при этом не отмечены. Действие запахов сугубо индивидуально и обусловлено главным образом воспоминаниями и ассоциациями, пробуждаемыми каждым отдельным запахом.

    Трудно классифицировать запахи как абсолютные благовония или зловония. Писатель и натуралист Э. Сеттон-Томпсон, описывая в конце прошлого века обычаи канадских индейцев, отметил, что воины носили с собой в замшевых мешочках сушеные листья растений, корни, ягоды, каждый из которых обладал своим характерным запахом.

    Эти «обонятельные сувениры» использовались для возбуждения нужного в каждом случае эмоционального состояния.

    Так, например, перед военным советом, где требовались рассудительность и осмотрительность, применялся, скажем, лист дикого ореха, а перед ночным поиском (обостренное внимание, готовность к неожиданным ситуациям) — ягоды можжевельника. Однако у другого воина того же племени были другие обонятельные «эталоны», обусловленные его личным опытом, и запах ягод можжевельника мог действовать на него не мобилизующе, а успокаивающе.

    Во всяком случае, при построении упражнений сюжетного воображения можно использовать обонятельные ассоциации для подкрепления эмоционального фона.

    Орган вкуса.

    Вкусовые представления вызываются трудно, их эмоциогенное действие незначительно.

    В силу этого мы не используем их при АТ-1 и АТ-2.


    Далее: Тренировка подвижности основных нервных процессов

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос