Волынский Аким Львович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Волынский Аким Львович, критик-декадент, историк искусства и философ, (настоящее имя — Флексер Аким Львович) родился 21.IV.1863 г. в Житомире.
Учился в Житомирской гимназии, а затем в 5-й петербургской, в 3-м классе которой столкнулся с педантическими придирками преподавателей, вследствие чего вынужден был уйти из школы. Сдал блестяще экзамены экстерном и был принят на казенную стипендию в Петербургский университет (юридический факультет).
В 1883 Петербурге Аким Львович начал сотрудничать в русско-еврейской прессе, помещая мелкие заметки в «Рассвете», в газете «Русский еврей», в числе первых значительных статей напечатал очерк о Владимире Соловьёве, подписываясь «Ноmо» или «А. Ф.».
Еще учась в университете, Волынский получил место для самостоятельных философских разысканий в журнале «Еврейское обозрение» и «Восход», где впервые стал подписываться Волынский под серией статей на темы
«Бытописатель русского еврейства» и
«Библейские мотивы в русской поэзии».
Первые его серьезные работы по искусству появились в «Живописном обозрении» и «Нови».
В 1889 Аким Львович, окончив университет, возглавляет критический отдел в «Северном вестнике», с которым связан целый период утверждения Волынским основных принципов декадентской идеалистической критики.
Был Аким Львович и редактором «Северного вестника». После 10-летнего сотрудничества в «Северном вестнике» (закрывшемся в 1899) Волынский мало печатается в периодических органах, часто выступая с имевшими шумный и зачастую скандальный успех.
В 1901 Аким Львович посетил Константинополь и Грецию, изучая древние иконы и много работая в области истории и археологии. Путешествовал он и по Италии. Перед войной 1914—18 Волынский писал театральные рецензии (о балете) в «Биржевых ведомостях».
После революции, которую Аким Львович Волынский не только признал, но и приветствовал как порядок «твердый, как скала», он был приглашен в редакционную коллегию основанного Горьким издательства «Всемирная литература». Работал и в журнале «Жизнь искусства».
Был председателем Ленинградского отделения Союза писателей, руководил хореографическим техникумом.
Литературную известность Волынский приобрел в шумных диспутах по поводу его статей в «Северном вестнике», где, основываясь на идеалистических представлениях о природе прекрасного, он в резких парадоксальных выражениях обрушился на краеугольные положения материалистической эстетики русских революционных демократов, обвиняя их, вслед за Буслаевым, в узком практицизме, догматической утилитаризации искусства, в отсутствии «широких увлечений с кипением всех чувств». В своих статьях, которые позже составили книгу «Русские критики» (1896), Волынский отрицал связь критики революционных демократов с насущными потребностями общественного развития.
Аким Львович не был лишен своеобразного дара в критике — лиричности и эмоциональной лекциями на литературно-философские темы, взволнованности, но отсутствие строгих и научно выверенных принципов исследования приводило его к расплывчатым импрессионистским оценкам творчества писателей, представляющим, по меткому замечанию Плеханова, «чрезвычайно плохую пародию на нашу субъективную социологию».
Позитивная часть эстетических взглядов Волынского представляла прямой призыв к отказу от общественно преобразующей роли искусства, к уходу художника в мир сложных, индивидуалистических переживаний, окрашенных сильным религиозно-мистическим чувством и исключительным субъективистским восприятием явлений объективного мира. Волынский А.Л. фактически был отвергнут всеми лагерями, ибо наряду с полемикой по адресу революционной демократии он не угодил и либерально- охранительным кругам своей критической резкостью и высмеиванием «добропорядочного» искусства, угодного господствующим классам.
Занимаясь историей живописи, он и в ней видел более всего отражение лишь тайных стихийных проявлений природной талантливости художников, мало зависящих, по Волынскому, от условий их общественного бытия.
В 1900 за монографию о Леонардо да Винчи Волынский Аким Львович был избран почетным гражданином Милана.
Из русских писателей Волынский наибольшее внимание уделял Достоевскому, посвятив ему большую часть своего сборника «Книга великого гнева» (1904).
В 1925 Аким Львович выпустил «Книгу ликований» — блестящий труд, отстаивавший классическую основу русской хореографии.
Стиль Волынского-критика характеризуется неопределенностью анализа и сравнений при исключительной резкости конечных определений и выводов. Плеханов подверг резкой критике идейные позиции и стилистическую манеру Волынского А.Л., заявив о неспособности его «оценить поэтическую идею, осветить философским понятием процесс, происходящий в голове художника».
Умер 6.VII.1926 г. в Ленинграде.