Шеллер Александр Константинович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Шеллер Александр Константинович (псевдоним — А. Михайлов) родился 30.VII(11.VIII).1838 г. в Петербурге в семье служащего театрального оркестра, в прошлом крестьянина — писатель.

    Мать — из обедневшего дворянского рода. Получив первоначальное домашнее образование, Александр Константинович окончил затем немецкую Анненскую школу.

    С 1857 по 1861 состоял вольнослушателем Петербургского университета. После университета продолжал усиленно заниматься самообразованием, увлекался педагогикой. Основал школу для бедных, по субботам устраивал доступные лекции для взрослых (школа просуществовала до 1863).

    В 1859 началась его литературная деятельность в журнале «Весельчак» стал периодически помещать фельетоны (за подписью А. Релеш), в которых высмеивал поверхностных обличителей, беспринципных газетчиков, падких до скандальных сюжетов.

    Затем дебютировал в «Современнике» четырьмя стихотворениями (1863, № 10), а затем опубликовал в этом журнале роман «Гнилые болота» (1864, № 2, 3), сочувственно встреченный критикой.

    В 1865, после закрытия «Современника», Шеллер сотрудничает в «Русском слове». С конца 1867 — в журнале «Дело».

    С 1877 писатель редактирует «Живописное обозрение».

    С 1893 — газете «Сын Отечества» (издатель — Добродеев).

    Шеллер— автор многочисленных романов, повестей, рассказов. Помимо «Гнилых болот», известностью (особенно у демократической молодежи 60—70-х гг.) пользовались:

    «Жизнь Щупова, его родных и знакомых» (1865),

    «Господа Обносковы» (1868),

    «Вразброд» (1869),

    «Лес рубят — щепки летят» (1871),

    «Старые гнезда» (1875),

    «Хлеба и зрелищ» (1876),

    «Беспечальное житье» (1878),

    «Непрошенный гость» (1883),

    «Молотом и золотом» (1884),

    «Победители» (1889),

    «Ртищев» (1890),

    «Загубленная жизнь» (1891),

    «Конец Бирюковской дачи» (1893) и другие.

    Александр Константинович Шеллер известен также как автор социологических этюдов и исследований о положении пролетариата в Европе:

    «Очерки из истории рабочего сословия во Франции» (1868),

    «Жилища рабочих» (1870) и другие.

    Переводил стихи Ш. Петефи, Ф. Фрейлиграта, А. Шамиссо, Б. Корнуэля, Э. По и других. Романы Шиллера популяризировали демократические идеи и образы «новых людей» 60-х гг., привнося в них либеральное истолкование, приспособленное к мещанским вкусам. Внимание читателей привлекали положительные образы простых людей, которые стремятся приносить посильную пользу себе и ближним, проповедуя постепенное мирное совершенствование жизни. Для Шеллера характерна форма обстоятельной автобиографии героя-рассказчика (часто с краткой родословной). Повествование у писателя нередко обрывается на начальном периоде возмужания героя, только вступающего на арену общественной жизни. Невеселое детство, раннее знакомство с невзгодами и страданиями, вид чужого горя нравственно воспитывают его и готовят к труду, честному, безустанному и плохо вознаграждаемому. «Новый дух» проявляется на страницах романов Шеллера в образах учителей-«развивателей», подобных Носовичу («Жизнь Щупова»). На пути «новых людей» встречается немало препятствий: им приходится вступать в борьбу с охранителями старины, прожигателями жизни, вроде «выживших из ума старых обносков человечества» («Господа Обносковы»), людьми рутины, казенного благочестия («Гнилые болота») и так далее. Его герои- разночинцы смело идут вперед, веря в конечном счете в прогресс, который приведет к торжеству социальной справедливости и победе ее над «гнилыми болотами», уродующими новую жизнь.

    Этот либеральный смысл общественных идеалов подтверждается и публицистическими очерками писателя Торжество «нового духа» в истории Александр Константинович видит, например, в постепенном развитии рабочих ассоциаций во Франции. «История рабочих ассоциаций во Франции,— писал он,— есть история добродетели, человеческого достоинства, братской любви и сострадания, и, читая ее, веришь в будущее этой массы» («Пролетариат во Франции 1782 — 1852 гг.»). Вместе с тем Шеллер уповал на особую «миссию интеллигенции», которая, по его мысли, должна была стать государственной силой. На страницах его романов возникает образ «нигилиста», мечтающего наладить ровные и спокойные отношения с «отцами». Либеральные тенденции весьма заметны во всех романах писателя о «новых людях». Он часто в художественных произведениях подгонял жизнь под умозрительные либерально-мещанские схемы, отчего романы и повести его (особенно поздние) носили отпечаток надуманности, деланности, страдали шаблонностью в сюжетостроении. Традиционные типы у Шеллера— деспот-крепостник, разлучающий влюбленных дворовых, злодейка — бабушка или тетушка, чиновник-взяточник, петербургская кумушка. Всем им противостоят «безусловно идеальные» люди, сторонники «скромного дела».

    В отзывах на романы Александра Константиновича Шеллера М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал: «Далее общих определений автор не идет; далее поступков, в которых ничего нет, кроме неосознанной затверженности,— не показывает. В этом смысле первые его произведения («Гнилые болота», «Жизнь Щупова»), несмотря на всю неясность, были несравненно привлекательнее. Это были просто лирические излияния довольно страстной натуры, тронутой известными шероховатостями в жизни, и в особенности того ее отдела, который носит название воспитания... Энтузиазм, вера в будущее, горячий идеализм без определенных идеалов — вот материал, который доставляет питание героям первых опытов господина Михайлова» (Полн. собр. соч., т. VIII, М., 1937, с. 391). При всем сочувствии Шеллера А.К. к «новым людям», поверхностное изображение жизненных обстоятельств разночинцев, облегченное раскрытие их характеров, их идей, их борьбы со старым значительно ослабили значение романов писателя, которые нередко воспринимались позже как эпигонские.

    Умер 21.XI(3.XII).1900 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100