Три основных морских пути

Дата публикации или обновления 12.08.2021

Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований — определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый — два в Атлантике и один в Тихом океане, — а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Лучшие популярные турне https://turne.travel/ по странам Старого и Нового света.

Этим морским путям норвежский исследователь присваивает названия в честь мореплавателей, историческая достоверность плавания которых по маршрутам несомненна.

Маршрут Лейфа Эйриксона — в северной части Атлантики. С точки зрения навигационных условий он не очень благоприятен, но облегчается тем, что на пути лежат острова, промежуточные пункты (Шетландские и Фарерские острова, Исландия, Гренландия), которые постепенно достигались и осваивались норманнами. Лейф Эйриксон высадится на американском континенте и основал там поселение за пятьсот лет до исторического плавания Колумба. В самом конце прошлого века плавание Лейфа Эйриксона было повторено на сделанной в натуральную величину точной копии ладьи норманнов.

Существует предание, что ирландский монах Св. Брендан якобы посетил Новый свет еще за четыреста лет до Лейфа Эйриксона. В 1976 — 1977 годах преподаватель истории Оксфордского университета Тим Северин экспериментально подтвердил возможность пройти этот маршрут на самом примитивном судне. Он проплыл на ирландской открытой лодке — деревянный корпус, обтянутый бычьими кожами, — по маршруту Лейфа Эйриксона. Таким образом, можно считать, что морской путь из Старого света в Новый был открыт в Северной Атлантике 1000 — 1500 лет назад. Плавания по этому маршруту совершались на судах с водонепроницаемым корпусом (ладьи норманнов и ирландские или кельтские лодки, обшитые бычьими кожами).

Маршрут Колумба значительно длиннее северного, зато навигационные условия (ветры и течения) здесь более благоприятны для плавания от берегов Старого света к Новому. Как известно, Колумб четыре раза совершал трансатлантические плавания на каравеллах к берегам Америки и всякий раз возвращался в Европу.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков — морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 — 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан — от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10—40 суток. И это — пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь — маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

В. Войтов, океанолог.

Опубликовано в журнале «Наука и жизнь», № 10, 1980 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос