Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Жития святых
  • Дмитрий Донской (Дмитрий I Иванович, в крещении Димитрий)
  • Куликовская битва
  • Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского.


    «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными и с младенческих лет возлюбил Бога». Любовь к Богу стала основной чертой князя. Родившись в 1350 году от князя Иоанна Красного и княгини Александры, он оказался под непосредственным влиянием святого Митрополита Алексия, который был близким другом и советником отца.

    Когда же умер в 1359 году князь Иоанн, то святитель заменил юному Димитрию отца, воспитывая его совершенно в духе истинного познания Бога.

    Святой Димитрий Донской. Икона начала XXI века
    Святой Димитрий Донской, икона начала XXI века - изображение со страницы «Успенский собор» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

    Долгое время святитель поучал Димитрия любви к Богу, повиновению Его воле, обращению к Нему с горячей молитвой. «Ещё юн он был годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с доброжелательными всегда беседовал», - говорится в «Слове о житии…»

    Действительно, святитель Алексий предвидел необходимость воспитания в нём мужества и духовной силы для самостоятельного решения государственных дел.

    Памятные места, связанные с именем Дмитрия Донского.

    Коломна, памятник Дмитрию Донскому
    Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому в Коломне.
    Куликово поле, памятник Дмитрию Донскому
    Памятник-колонна Дмитрию Донскому установлен на Куликовом поле и увековечивает память героев Куликовской битвы.
    Куликово поле, Дмитрий Донской, Святой источник Прощенный колодец
    Недалеко от Куликова Поля находится Святой источник - Прощенный колодец, где, по преданию, Дмитрий Донской омывал раны своих воинов и прощался с ними после Куликовской битвы.

    Положение на Руси было тяжёлое, народ нуждался в умном правителе. Здесь святитель всегда служил для Димитрия личным примером, что укрепляло молодого князя. Всенощные бдения, душеспасительные чтения, беседы с подвижниками – всё это глубоко волновало душу.

    Современник князя, Епифаний Премудрый, которого считают автором жития, писал о нём: «С Богом все творящий и за Него борющийся». Знал святой Димитрий, что в его руках находится власть от Бога творить суд, милость и правду. Ведь с самого начала жизни Великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя Преподобный Сергий.

    «Царским саном облеченный жил он по-ангельски, постился и сново вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных».

    Так Епифаний описывает жизнь князя: «Землею Русскою управляя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой хотел он перед Богом предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».

    Князь Димитрий Донской. Художник И. Глазунов.
    Князь Димитрий Донской, художник И. Глазунов - изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

    Возмужавший князь стал сильнее ощущать необходимость освобождения Руси от монголов. Пламенная вера, искреннее чувство любви к Богу помогали ему на протяжении всей его жизни мужественно стоять за родную землю и сохранить «Божий Престол» в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.

    «Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, Царя Русьския земли и собирателя христианского? Приидите, возлюбленные друзья церкви…достойно похвалить держателя земли Русьской», - пишет Епифаний Премудрый. «Держатель земли Русской» жил в Боге, и Господь не оставлял его. За свои 39 лет князь пронес в себе надежду на Его Божественный Промысл, скорбя по угнетенной Руси. Волжская Булгария, р.Вожа, Куликово поле – факты милосердной помощи Божией в непосильных сражениях князя с татарами. Внутриполитические дела, проблемы с Рязанским, Тверским, Литовским и Суздальскими княжествами помогали Димитрию решать угодники Божии: Преподобный Сергий, святитель Алексий, Феодор Симоновский. Так помогала князю его любовь ко Христу, что он воистину стал доброй почвой, принесшей плоды во сто крат (Притча о сеятеле, Мф.13, 18-23).

    Но, как море не может вместиться в сосуд, так и любовь Христова не содержится в человеке, а изливается ко всем близким. Потому и Димитрий обладал необыкновенной любовью к людям, которая не замедлила проявиться в его семье, а затем и в широком смысле – изливаться на весь христианский народ.

    В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством Святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского.

    В жизни святого благоверного князя был надёжный спутник, верный и любящий друг. «Ещё и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Также и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём божественного духа распалялись и слезами покаяния очищались».

    Такие слова для описания совместной семейной жизни великокняжеской четы находит автор «Слова о житии…» Супруга князя, Евдокия Димитриевна, вела подвижническую семейную жизнь при жизни Димитрия (младшая дочь Нижегородского князя Дмитрия Константиновича), а после его смерти приняли постриг с именем Ефросинья, знаменуя остаток своей жизни аскетическими подвигами и чудесами. Она принадлежала к ученикам Преподобного Сергия.

    У супругов было 12 детей, из них двое сыновей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны были крещены Троицким Игуменом. Можно представить, какой мир и спокойствие царили в этой христианской семье. Сразу хочется вспомнить слова известного русского философа Владимира Соловьёва: «Смысл любви – действительно, всем нашим существом принять то безусловное значение за другим человеком, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе». Ведь христианский брак есть великое таинство, это подобие союза Христа с Церковью, которой нерасторжим. И как Господь предал Себя за Церковь на смерть, ради её спасения, так и в семье должно быть самопожертвование.

    Духовное зерно было заложено в княжеском союзе, «малая церковь», связанная с «большой семьёй» – государством, служила наглядным примером единства.

    Но единство было необходимо всему народу. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне», (Ин. 15,4) – сказал некогда Христос Своим ученикам. Внутренняя политика Дмитрия Донского была направлена на единодержавие. Только единство религиозно-нравственного начала, только «симфония властей» могли обеспечить жизнеспособность и безопасность российского государства.

    К этому стремился святой Димитрий, как мудрый политик, любящий свой народ.

    Брак с княжной Евдокией в Коломне в 1366 году укрепил союз с Суздалем. В период княжения Дмитрия шла борьба за укрепление и целостность государства.

    Княгиня Евдокия Московская. Художник И. Глазунов.
    Княгиня Евдокия Московская, художник И. Глазунов - изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

    Продолжительная борьба с Литвой и Тверью (1368-1375 годы), конфликты с Рязанским князем (1371 год) закончились подписанием мира и признанием власти Москвы. В 1368 году, после разрушительного нашествия литовцев, был заключен союз с Новгородом и Псковом. Великий князь Дмитрий Иоаннович вошел в русскую историю как герой Куликовской битвы. Хан Мамай был недоволен политикой, проводимой Великим князем: размер выплачиваемой в Орду дани сократился, в Нижнем Новгороде была разгромлена татарская дружина и убит посол, но никто не был наказан за это. Мамай стал собирать силы, одновременно посылая на Русь небольшие отряды.

    В 1377 году, воспользовавшись оплошностью русских воинов, татарский царевич Араб-шах почти полностью разгромил объединение московско-нижегородское войско. В 1378 году на Русь был послан ещё один отряд под предводительством Бегича. Сражение на реке Воже закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

    В 1380 году Мамай с огромным войском выступил против Руси. Узнав об опасности, Дмитрий Иоаннович разослал по всем русским княжествам гонцов с указанием немедленно собирать войско и идти в Москву. Более ста пятидесяти тысяч русских воинов выступили из Москвы навстречу Мамаю. В грозный 1380 год на призыв Димитрия откликнулись практически все княжества, за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне отъезда Великий князь получил благословение настоятеля Троице-Сергиева монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

    «Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!» – звучала торжественная речь князя 21 сентября на Куликовом поле. По благословению Преподобного Сергия он заложил ещё в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, чтобы перед началом решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.

    Церковь вдохновляла прихожан храмов проповедями, призывала к посту и молитве. И вот наступил решающий момент в жизни Великого князя. Тридцать лет его окружало влияние великих святых его времени. В такой атмосфере его дух приобрёл крепость и свободу. Он привык действовать с надеждой на единого Бога, - и теперь, имея Его своим помощником, он оказался в силах выступить против Орды. Под влиянием Церкви в его душе давно сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли.

    Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить веру. Когда в августе 1380 года на Девичьем поле у города Коломны к пришедшим из Москвы ратям присоединились полки двух литовских князей Димитрия и Андрея, князь с любовью и со слезами благодарности Богу принял собратьев во Христе и укрепился духом.

    Открытие во Владимире мощей благоверного князя Александра Невского, явление по дороге в Коломну образа Святителя Николая, благословение Преподобного Сергия и обещание им высшей помощи Божией – все это вдохновило князя перед сражением. Он готов был сразиться за веру и пострадать за Христа.

    «Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь и святых ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чём, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос – Бог и Спаситель душ наших», - говорил перед битвой святой Димитрий, обращаясь к братьям. После молитвы князя перед образом Нерукотворного Спаса, вышитым на стяге, с именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество Преподобного Сергия воины начали бой. Оба противоборствующих войска встретились 8 сентября 1380 года на поле Куликовом. В ходе битвы объединённое русское войско наголову разбило несметную рать Мамая.

    Известен факт великого смирения князя, когда он надел великокняжеские доспехи на боярина Михаила Бренка, а сам ринулся в атаку, отражаясь порой удары нескольких воинов. Это ещё более вдохновило дружину. Битва представляла собой противостояние добра и зла. «От сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом Великом князе всея Руси», - повествует летописец.

    В то время народ с плачем молился в храмах, Церковь земная призывала на помощь Церковь Небесную. И она не замедлила явиться своей непобедимой силой. Видели ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел.

    Враги обратились в бегство. Смертельная тишина воцарилась над полем. Среди огромного количества трупов раздавались стоны раненых и голоса ищущих бойцов. Князя долгое время не могли найти, но Господь сохранил святого. Многие уже не надеялись увидеть его, когда всего израненного, чуть живого, нашли Димитрия в роще под ветвями срубленной берёзки. Над полем истаивал последний свет праздничного дня.

    В день Рождества Богородицы на головы православных воинов опустилось множество венцов. В те дни поредела дубрава, укрывавшая 21 сентября русский засадный полк, сыгравший решающую роль в сражении. Дровосеки и плотники подбирали деревья поровней, гробы свозились к месту братского захоронения. Со слезами братской любви и благодарности смотрел князь на тела умерших, принявших мученические венцы.

    А в Троицком монастыре уже служились панихиды. Преподобный Сергий предвидел духовными очами исход битвы, называя имена погибших. Дорогой ценой досталась победа русских, но она положила начало избавлению, ослабив татаро-монгольское иго и укрепив мысль князя об объединении русских земель. Спустя два года, последовал ответный удар. В 1382 году хан Тохтамыш предпринял новый поход на русские земли. Хану удалось захватить Москву. Город был разграблен и сожжен. Другие русские города: Звенигород, Волок на Ламе, Можайск, Дмитров, Переяславль – также пострадали от набега. Поход Тохтамыша вернул Орде власть над русскими землями.

    Но то была предсмертная агония. Главное, что народ осознал свою силу, которая лежит в уповании на Бога, в союзе княжеств, в симфонии властей.

    Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.

    В 1389 году Великий князь почувствовал приближение смерти.

    Преподобный Сергий преподал князю Святые Таинства и был главным свидетелем духовного завещания. Детям Димитрий дал наказ чтить свою мать, боярам – товарищеское согласие иметь и доверять друг другу. 19 мая 1389 года святой благоверный князь преставился. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, деда, прадеда. На отпевании находился преподобный Сергий, князя оплакивала вся Русская земля. Рыдание московских жителей заглушало голоса певчих.

    Через два года после преставления князя к его сыну, князю Василию Дмитриевичу, явились три знатных ордынца из ханской свиты – Бахтыхозя, Кыдырхозя и Маматхозя. Они сказали о своём желании служить московскому дому и принять Православие. Крестились прямо в Москве-реке на глазах у всех жителей столицы.

    Осенью 1409 года войска Едигея подошли к стенам Москвы, но после трёхнедельной осады отступили. В то же время к Москве присоединились Муромское, Тарусское и Суздальско-Нижегородское княжество. Посеянные святым Димитрием семена давали богатые всходы.

    Его подвиг необычайной верности идее политической свободы и государственного объединения был результатом его жизни во Христе. Как болезненное изнутри тело не может совладать с нападениями из внешней среды, так государство, не имеющее религиозного начала, не может противостоять нападкам со стороны недоброжелателей.

    Святой благоверный князь Димитрий Донской был избранником Божиим, явившимся в самый тяжёлый период жизни для поднимающегося из развалин духовного сознания людей Православной Руси. Благодать Господня пребывала с ним всегда благодаря его любви к Богу и непрестанной надежде на Его милость. Князь сознавал себя слугой и верно служил, воплощая спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних.

    Так сквозь вехи далёких времён дошел до нас светлый образ благочестивого правителя, поборника Православия. Примером мудрости в управлении и смирения перед Жизнодавцем святой Димитрий стал среди сонма молитвенников Российских, вознося Господу прошения о всех чадах Церкви Христовой, дабы обратить сердца наши к тому, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь!» (Ин.14,6).

    Великий Князь московский Димитрий Донской канонизирован и причислен к лику святых на Соборе русской православной церкви в 1988 году как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага и спасения ближних.

    Месяца мая в 19-й день Святаго благовернаго великаго князя Московскаго Димитрия Донскаго.

    Тропарь, глас 3: Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,/ даровати нам велию милость.

    Кондак, глас 2: Подвиги своими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ Давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим/ от всех навет вражиих.

    В начало

     
    Rambler's Top100