Церкви Инкерманского монастыря
Церкви монастыря.
Епископ Псковский Гермоген (Добронравин, ум. 1893), бывший епископ Таврический и Симферопольский, описывая в 1887 г. пещерный Климентовский храм, отмечал и его существенные особенности: «Он в виде прямоугольника, но алтарь вырублен полукругом. В алтаре престол выдолблен из камня в виде равностороннего прямоугольника и... непосредственно примкнут к стене; на поверхности его выдолблена впадина, как большею частию и на других престолах пещерных церквей, вероятно, для вложения частицы св. мощей, а на передней стороне иссечен четырехконечный крест.
Над престолом — ниша, на которой сохранилась часть фресковой иконы Спасителя на престоле; по сторонам ее заметны следы живописного орнамента. В своде алтаря рельефно изображен в правильном круге четырехконечный крест с разветвленными концами. У подножия престола — ступень в 3 вершка вышины; по сторонам престола по полукругу алтарной стены — ниши в 1 аршин и 3 вершка высоты, может быть, для помещения св. икон, а ниже их вырублены из камня седалища для священнослужащих».
Пещерный храм во имя сщмч. Климента папы Римского.
Об изображении Спасителя упоминает отец Кл. Фоменко, эту же фреску скопировал и Струков. В 1819 г. академик П. Кеппен видел «еще Корсунскую живопись, и именно, если не ошибаюсь, образ Св. Феодора или Св. Георгия».
В 1845 г. 3. Аркас свидетельствовал о «писанном масляными красками истертом изображении Спасителя, прободаемого воином» в полукруглом верхе алтарной четырехугольной ниши.
Некоторые исследователи, исходя из устройства алтаря Свято-Климентовской церкви, считали ее кафедральной.
Соборное служение в ней совершалось, возможно, еще в VIII—IX вв. иноками — византийскими иконопочитателями. А может быть, и в XIV—XV столетиях. Археолог В.Ф.Филиппенко отмечал: «Нашими исследованиями 1984— 1988 годов установлено, что лестница, вырубленная по склону обрыва Монастырской скалы и соединявшая подземные храмы монастыря с крепостью Каламитой-Инкерманом, равно как и укрепление, преграждавшее вход из монастырских помещений в крепость, были сооружены вместе с перестройкой крепости в 1427 году мангупским князем Алексием. Не исключена возможность, что храм св. Георгия (позже Климента), повторяющий форму главного храма столицы княжества Феодоро, был сооружен либо капитально реставрирован в это же время».
Внимание ученых привлекает и «процветший» крест, рельефно высеченный на конхе алтарной абсиды.
Подобный крест известен с 330 г. — по собору святого апостола Петра в Риме. Позднее его аналоги повторяются на монетах XIV— XV вв. латинских, трапезундских и балканских правителей. Инкерманский крест имеет сходство с крестами феодорийской крепости Фуны и иссеченным на гробнице Ярослава Мудрого в Софийском соборе Киева.
В Монастырской скале устроены раннехристианскими подвижниками еще две церкви, составляющие единый комплекс со Свято-Климентовской базиликой и соединенные коридором-тоннелем, вырубленным монахами по левую сторону очень древней лестницы, иссеченной тоже в скале.
Первая (после расчистки Струковым), похожая на просторную братскую трапезу — во имя святого Мартина Исповедника, сосланного за обличение монофелитства в Херсонес, где он скончался в 655 г. Действительно, по некоторым сведениям, папа Римский Мартин претерпел «скорби многие» именно в Инкермане. Пещерный храм в его честь освятил 30 августа 1867 г. архимандрит Никон. Туда переместили из Свято-Климентовской базилики старый парусиновый иконостас. К 1912 г. он сильно обветшал и был заменен новым — изящным, со стеклянной мозаикой и отличной живописью московского художника академика В. Д. Фартусова. Этот иконостас принес в дар обители ростовский купец М.Я. Рогожин.
Вторую церковь, по преданию, устроил сам священномученик Климент. Как точно сказано в книге о монастыре, вышедшей в Одессе в 1898 г., «таким образом, Господу Богу угодно, чтобы созданный руками святого Климента в 1-м веке по Р.Х. храм в Инкерманской скале никогда не уничтожался». Епископ Гермоген отмечал, что «он очень мал, низок и мрачен. В нем, вместо иконостаса — каменная преграда во всю высоту храма, иссеченная в скале, вместо царских врат — иссечены в преграде из монолита две колонны во всю ширину храма, и потому в преграде нет ни северных, ни южных дверей; на местах, где в нынешних храмах стоят местные иконы, прорублены в преграде два отверстия: через левое отверстие можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности Богослужения, и потому в алтаре под отверстием устроен жертвенник, а над ним — ниша, может быть, для хранения священных сосудов; через правое отверстие можно было принимать исповедь кающихся, и потому тут устроено из камня для священника седалище».
Пещерный храм во имя святого Мартина Исповедника.
Протоиерей Кл. Фоменко писал, что в этой церкви «устройство престола имеет ту выдающуюся особенность, что он непосредственно присоединен к восточной стене и есть небольшой камень, высеченный в самой скале. (Так устроены престолы во всех пещерных храмах в Крыму.) По правую сторону престола, с боку его, а не на горнем месте, высечено из камня седалище для священнослужащаго.
Алтарь храма так мал, что, сидя на этом седалище, священнодействующий мог принимать чрез правое окошко и исповедь. Не нужно забывать, что в этом св. первовековом храме престол, жертвенник, седалище и колонны иконостасной преграды высечены в недрах скалы из самой скалы и не составляют отдельных св. предметов, которые можно сдвинуть или перенести на другое место. Храм с именем св. Климента целиком выдолблен в скале. Таков образец первовековых храмов».
Далее: Инкерманский монастырь на рубеже XIX – XX веков