Народные игрушки и сувениры

Дата публикации или обновления 02.04.2024

Искусство изготовления игрушек и сувениров — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,— из глины и т. д.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это — миниатюрные орудия охоты — луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это — куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата, утиный клюв и т. д.

Самые ранние игрушки Древней Руси, найденные на территории древних русских городов — Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа — датируются приблизительно X—XV вв. Советскими учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X—XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV—XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Каждому новому мастеру не надо было заново создавать образ, его усилия были направлены на то, чтобы улучшить исходный образец, превзойти его, сделать занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом он работал по-своему, его изделия выходили особенными, отличными от других.

В наше время, например, давно вошли в обиход подарки и бизнес сувениры с логотипом - например, в Челябинске уникальные корпоративные сувениры и подарки к любому мероприятию можно приобрести на сайте https://www.avvers.ru.

В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время.

Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад, ныне г. Сергиев Посад Московской области. В XVIII в. и первой половине XIX в. игрушечное дело в Троице-Сергиевом Посаде достигло невиданного расцвета. Этот район стал ведущим по производству кустарных игрушек.

Производство наиболее ранних троице-сергиевских игрушек было основано на использовании трехгранной деревянной чурки и связано с искусством объемной резьбы. Форму игрушки, рассчитанную под окраску, мастер выполнял крупными срезами плоскостей, сохраняя углы и грани. Одна и та же черта служила для создания различных образов, что достигалось условной росписью, различием костюма, дополнительными деталями. Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Народный мастер самыми простыми средствами живо и красочно изображал фигуры глупой барыни, чванливых красавиц, бравого гусара. При этом черты юмора, добродушной насмешки показывали отношение самого мастера к своим персонажам.

Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской (ныне село Богородское Сергиево-Посадского района Московской области), принадлежащей Троице-Сергиевскому монастырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII в. и был тесно связан с производством игрушек в Троице-Сергиевом Посаде.

Изделия богородских мастеров интересны не только формой и резьбой, но и оригинальной конструкцией. Подвижность делает детскую игрушку занимательнее, поэтому мастера изобрели различные игрушки с движением: на кругу, на параллельных планках, на разводах, на спиральных проволочках и т. д.

Образы богородских игрушек наделены чертами, присущими человеку. Медведь — любимый персонаж богородских мастеров — изображался в самых различных житейских ситуациях: гнул дуги, ловил рыбу, мел двор, колол дрова. Недаром символом богородской игрушки стала веселая композиция «кузнецы», где мужик и медведь бьют поочередно молотками по наковальне.

Со временем изменились сюжеты богородской игрушки. Отражая жизнь, события, людей, мастера начали создавать новый мир образов, сохранив лучшие художественные традиции резьбы по дереву. Советское время внесло в игрушку определенную эмоционально-идейную направленность. Героями образов в игрушке стали красноармейцы, рабочие, колхозники.

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая — поменьше, в той — еще меньше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В Государственном музее игрушки (г. Сергиев Посад) экспонируется 100-местное яйцо, изготовленное в начале XX в. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин. Наряжены первые куклы в русские сарафан и платочек. Всем пришлась по душе веселая русская матрешка.

Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок впоследствии заменили токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

По-разному украшают матрешек в Сергиевом Посаде, Семенове, Полховском-Майдане. В Сергиевом Посаде — на родине матрешки — игрушку расписывают более строго, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блуза, передник, платочек, украшенные цветами.

В Семенове — другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, перед матрешки украшен яркими букетами цветов. В селе Полховский-Майдан (Горьковская область) матрешки («тарарушки») похожи на букеты пышных цветов, их расписывают крупными, яркими, декоративными цветами. Игрушки горят радугой красок, усиленных оттого, что их наносят на деревянные заготовки по загрунтованной крахмалом поверхности и покрывают лаком. Черный контур подчеркивает орнаментальные мотивы цветов, придавая большую художественную выразительность росписи.

Особой декоративностью отличается городецкая игрушка (Горьковская область).

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приемы ее лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково, расположенном недалеко от г. Кирова (Б. Вятки). Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, желтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточками в руках, танцующие пары украшены простым орнаментом. Все игрушки представляют собой свистульки.

Филимоновские игрушки поражают фейерверком солнечных красок. Их раскрашивали анилиновыми красками, разведенными на яйце.

По светлому фону игрушек наносят роспись, состоящую из тонких зеленых, малиновых, темно-синих полосок, расположенных по определенной схеме, и только голову животных и птиц покрывают одним, красным или зеленым, цветом. Узоры подчеркивают объем, хорошо сочетаются с вытянутыми формами игрушек.

Современная филимоновская игрушка сохранила традиционные приемы лепки, пропорции, но сюжеты стали более разнообразными.

Большой интерес представляет северная глиняная игрушка Каргопольского района Архангельской области. Расписывали игрушку по-разному: одни в мягких приглушенных тонах, узоры из вытянутых колец, крестов, гребешков расписаны коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками; другие расписаны охрой и серебряной красками по черному фону.

Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться. Наиболее ценные черты народной игрушки — яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах советской промышленной игрушки.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям — она исчезла из игры детей. Сегодня народная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений декоративно-прикладного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

С использованием: Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 1990 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос