Тормозные системы автомобилей КамАЗ

Дата публикации или обновления 14.04.2024

Автомобили КамАЗ оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами. Пневмопривод тормозных систем разделен на пять отдельных контуров. Двухконтурная рабочая тормозная система имеет раздельный привод на колеса передней оси и на колеса задней тележки. Для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов стояночной и запасной тормозных систем предназначен третий контур.

Работу вспомогательной тормозной системы обеспечивает четвертый контур. При утечке воздуха из контура стояночного тормоза автомобиль затормаживается. Если неисправность возникла до двухмагистрального клапана, стояночный тормоз можно растормозить с помощью контура аварийного растормаживания. Для механического растормаживания стояночного тормоза в энергоаккумуляторах имеются винты.

Ранее все модели автомобилей КамАЗ оснащались только барабанными тормозами, однако последние модели выпускают уже с дисковыми тормозами. Проточка тормозных дисков в Москве необходима для того, чтобы устранить биение в момент торможения, вибрацию на руле, а также сократить тормозной путь – ведь при деформации тормозного диска, или неравномерном износе его поверхности тормозные колодки при нажатии на педаль тормоза работают не по всей плоскости диска, из-за этого уменьшается эффективность торможения.

В схемах питания пневмопривода тормозных систем автомобилей различных лет выпуска и модификаций имеются некоторые отличия.

Подаваемый в тормозную систему воздух засасывается компрессором из впускного коллектора двигателя. На автомобилях КамАЗ-5320 воздух от компрессора через регулятор давления, предохранитель от замерзания и конденсационный баллон подводится к тройному и двойному защитным клапанам. На автомобилях КамАЗ-5410 из конденсационного баллона воздух подается к тройному и одинарному защитным клапанам. Питание пневмопривода тормозной системы прицепа на всех автомобилях идет из баллонов стояночной тормозной системы через дополнительный одинарный защитный клапан.

На автомобилях КамАЗ установлен компрессор поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Привод компрессора шестеренчатый. Шестерня компрессора находится в зацеплении с шестерней привода топливного насоса высокого давления. Подаваемый в тормозную систему воздух засасывается компрессором из впускного коллектора двигателя через манжету, а с выхода направляется к регулятору давления.

Масло для смазки компрессора подводится из центрального масляного канала смазочной системы двигателя через торцевой уплотнитель, прижимаемый пружиной к каналу в картере маховика. Шатунные подшипники компрессора смазываются под давлением, а коренные подшипники и цилиндропоршневая группа-разбрызгиванием. Из картера компрессора масло вытекает на блок распределительных шестерен и далее стекает в масляный поддон двигателя.

Охлаждается компрессор жидкостью, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Из левой водосборной трубы двигателя жидкость подается на вход через угольник, а с выхода жидкость сливается в расширительный бачок.

От компрессора воздух поступает к регулятору давления, закрепленному на раме с наружной стороны правого лонжерона. Регулятор поддерживает давление воздуха в пневмосистеме в пределах 6,2 ...7,5 кгс/см2. Регулируется давление винтом в верхней крышке, а контролируется по штатному двухстрелочному манометру. При давлении в системе более 7... 7,5 кгс/см2 регулятор срабатывает и воздух через вывод сбрасывается в атмосферу, а компрессор работает без нагрузки. При падении давления в системе ниже 6,2... 6,5 кгс/см2 разгрузочный клапан регулятора закрывается и возобновляется подача воздуха в систему.

Для защиты пневмопривода от избыточного давления при возникновении неисправности в регуляторе конструкцией прибора предусмотрена возможность открытия разгрузочного клапана как предохранительного. Предохранительный клапан открывается при давлении на входе регулятора 10... 13 кгс/см2. Давление открытия клапана регулируется шайбами, устанавливаемыми под пружину в нижней крышке регулятора.

Конденсат влаги и масла, задержанный фильтром, в момент открытия разгрузочного клапана сбрасывается в атмосферу.

На регуляторе давления имеется клапан для отбора воздуха, например, для накачки шин.

Водителям необходимо знать, что отбор воздуха идет только при закрытом разгрузочном клапане. Если в системе нормальное давление и компрессор сбрасывает воздух в атмосферу через регулятор, перед накачкой шин надо стравливать воздух из конденсационного баллона до тех пор, пока не прекратится выход воздуха из регулятора. После этого воздух пойдет в шины, а в тормозную систему воздух при этом не подается.

За регулятором давления установлен предохранитель от замерзания. При температуре +5°С и ниже в предохранитель через отверстие, закрываемое пробкой, заливается этиловый спирт, а рукоятка тяги переводится в верхнее положение, соответствующее зимнему периоду эксплуатации. Воздух, проходя через предохранитель, насыщается парами спирта. Спирт, смешиваясь с парами воды, имеющимися в воздухе, образует незамерзающий конденсат.

Перед заправкой свежего спирта необходимо сливать из предохранителя скопившийся в нем конденсат.

Если пневмопривод тормозной системы герметичен, то при заполненной системе все защитные клапаны закрыты, отдельные контуры не сообщаются между собой и в них поддерживается одинаковое давление 6,2... 7,6 кгс/см2. При возникновении утечки в каком-либо контуре защитные клапаны обеспечивают работоспособность исправных контуров.

С использованием: Яресько П.С., Филиппов С.В. Тормозные системы большегрузных автомобилей КамАЗ. Ярославль, Учебно-производственная фирма «КАМАЗ», 1989 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос