Светом радости души озаряющая

Дата публикации или обновления 01.11.2017
  • К оглавлению: Газета «Курские епархиальные ведомости»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь.
  • Книга «Коренная пустынь. Чудесные знамения в прошлом и настоящем».
  • История обретения чудотворной иконы Богоматери

    Явление чудотворного образа Знамения Божией Матери последовало во время тяготевшего над русским народом страшного татарского ига. В эту бедственную для наших предков пору, когда многие русские города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены грубыми варварами.

    Общей горестной участи не избежал и Курск с принадлежавшею ему областью. Он обращен был ханом Батыем в груду развалин, а жители его были пленены или разбежались по укромным местам, спасая свою жизнь и имущество.

    А так как во всех явлениях мира и своей жизни русский народ искал религиозного смысла, то и в постигавших его бедствиях он признавал гнев Божий, видел волю Его и небесное наказание за свои грехи. Русские бессильны были бороться с угнетавшими их несчастьями, поэтому, внимая голосу своих пастырей, обращались за помощью ко Господу. И не напрасны были их молитвы. Милосердный Господь явил Свою помощь.

    Неиссякаемым источником благодатной помощи Божией были чудотворные иконы, в значительном числе явленные во время татаро-монгольского владычества. Из них более известны в честь Богородицы: Коренная или Курская, Костромская - Феодоровская (1239 г.), Устюжская (1290 г.), Толгская (1314 г.), Чухломская (1350 г.), Донская (1380 г.), Тихвинская (1383 г.), Путивльская (1405 г.), Колочская (1413 г.), Псковская или Чирская (1420 г.).

    Обретение Курской-Коренной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в древнем рукописном сказании описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.

    Увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острову часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

    Стечения народа вызывали необходимость совершения в часовне перед чудотворным образом служб. Их некоторое время совершал рыльский священник Боголюб, приходивший сюда летом, особенно в праздник Рождества Богородицы.

    Вскоре схваченный крымскими татарами, он был отведен в плен, часовня была сожжена, а чудотворная икона рассечена на две части и заброшена. Несколько лет продолжалась скорбь рылян о потере чудотворного образа, пока не был выкуплен из плена послами московского князя Боголюб.

    Первым делом Боголюба было разыскание чудотворной иконы. Придя на прежнее место явления иконы, в кустах цветов он обрел разсеченные части иконы. Сложенные Боголюбом вместе части так крепко соединились, что не осталось на святой иконе следов раздвоения, а на месте соединения выступила роса. Боголюб поставил икону в выстроенной им хижине, а сам ушел в Рыльск и известил о чудесном происшествии его жителей.

    Наслышавшись о чудесных исцелениях, исходивших от Коренной иконы Божией Матери и других многочисленных милостях, благочестивый царь Феодор Иоаннович велел принести икону из пустыни в Москву. Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и войском. Перед иконой, внесенной в царские чертоги, совершено было молебствие.

    Щедрый царь приказал сделать вокруг иконы кипарисную доску с надписями на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу - ветхозаветных пророков, при этом еще украсил её серебром позолоченным, окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а царица Ирина Феодоровна привесила к ней пелену красного атласа, тоже украшенную драгоценными камнями.

    В 1597 году царь Феодор Иоаннович своим указом велел на месте обретения иконы выстроить монастырь Рождества Богородицы. Этот монастырь и есть нынешняя Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.

    На Коренной чудотворной иконе Богоматерь изображена стоящею в молитвенном положении с воздетыми руками и с Пресвятым на лоне Младенцем. Иконы с таким изображением Божией Матери у греков назывались «Деисусами» (молениями), а у нас именуются Знаменскими от слова «знамение» или чудо.

    Доска, на которой изображена Богоматерь, представляет собой небольшой квадрат в длину и ширину по 3, 5 вершка (1 вершок - 4,4 см), вставленный в такой же формы деревянный оклад. На нём по велению царя Феодора Иоанновича помещены изображения: сверху иконы - Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом, а по сторонам её - пророков со свитками в руках и соответствующими изречениями из их писаний.

    В Отечественную войну 1812 г. список с чудотворной иконы курским градским обществом был отправлен в действующую армию к князю Кутузову в знак ограждения армии от врагов. В Крымскую войну также главнокомандующему была преподнесена курским городским головою копия чудотворной иконы Знамения.

    Святой образ Богородицы пребывал в Москве до царствования Михаила Феодоровича, когда в 1615 году по прошению курских граждан она была возвращена в Курск.

    Со дня её обретения и по наши дни не иссякает от неё живоносный источник небесных милостей, питающий и укрепляющий народную веру в её чудотворную силу.


    Газета «Курские епархиальные ведомости», № 10-12 май-июнь 2010 года.

    В начало

     
    Навигация
    Rambler's Top100