История костюма

Дата публикации или обновления 01.11.2022

Эстетическая деятельность человека охватывает все области жизни. С самых отдаленных времен человек начинает вносить в создаваемые им предметы свое представление о красоте, которое выражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий каждой отдельной эпохе.

Одежда — одна из форм эстетической деятельности человека. Она появилась в самые отдаленные времена существования человеческой культуры, еще в первобытном обществе. Одежда была необходима человеку для укрытия тела от непогоды — палящих лучей солнца, ветра, холода. Жители юга лишь прикрывали тело куском ткани, в то время как северяне закутывались в сшитые одежды, хотя и очень примитивные.

Одежда в самой своей сущности несет известную двойственность: с одной стороны, она предмет первой необходимости, предмет утилитарный, с другой — выражает определенное представление о красоте, т. е. постепенно смыкает материальное производство с эстетической деятельностью человека, выражающей идеал эпохи. Такой двойственностью обладают, кроме одежды, такие предметы, как мебель, ткани, посуда, представляющие собой произведения прикладного искусства. Народные концертные платья, соотвествующие одежде разных эпох, будут необходимы для исторических постановок, для танцевальных коллективов, выступающих в традиционных одеждах.

Как предмет утилитарный, одежда связана прежде всего с природными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими условиями одежда будет различной по характеру.

Изготовление ее зависит также от уровня развития производительных сил общества, его экономики. На разных стадиях развития экономики существовали разные технические возможности изготовления одежды. Так, в древней Греции умели изготовлять только шерстяные и льняные ткани, а несколько веков спустя, в средние века, уже изготовляют бархат, парчу и другие ткани. Изобретение ткацкого станка упростило выработку тканей, а само изобретение стало возможным лишь благодаря изобретениям предшествующих эпох и развитию научно-технической мысли в XVII веке. В середине XIX столетня были изобретены анилиновые красители, обогатившие цветовую гамму тканей.

Как уже было сказано, костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выражать определенный эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью человеческого общества и не только отражает изменения, происходящие и развитии экономики, но тесно связан с политикой, религией, этикой. Как пишет В. Мурнан: «Эстетический идеал тесно связан с жизнью, он «вырастает» из действительности, как определенная форма осмысления жизни, и в то жо время идеал есть результат практической деятельности людей. Творчество людей «но законам красоты» во всех областях приложения человеческих сил является той питательной почвой, на которой формируется эстетический идеал».

В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутренней сущности и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет «классический идеал» человека, созданный различными эпохами. Так, идеалом человека древней Греции был молодой доблестный и прекрасный воин-атлет с великолепным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, но не искажал их.

В средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенпо женское, считалось греховным, что создавало в костюме определенные тенденции. При помощи костюма формы тела скрадывались, скрывались под тяжелыми и пышными тканями.

В эпоху Возрождения нормой идеала красоты вновь становится человек со всей сложностью своих чувств и способностей. Костюм становится более удобным, более гармоничным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке. В конце XVIII в., в период Просвещения, своего рода эталоном прекрасного сделалась природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойденным образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы древних.

Непродолжительное господство определенных форм костюма называется модой. В развитии моды существуют большие сложности, которые отражают, в свою очередь, всю сложность развития человеческой культуры. Мода отражает всю многогранность социального, исторического и художественного развития человека. Таким образом, можно сказаль, что мода отражает конкретный эстетический идеал определенного периода.

Но в любую эпоху эстетический идеал в классовом обществе будет всегда носить классовый характер, а «всеобщими» идеями будут признаваться идеи господствующего класса. Так же и мода. Уже в самые отдаленные эпохи с классовым разделением общества очевидна классовая дифференциация в одежде. Даже у народов, стоящих на низших ступенях общественного развития, раскраска тела подчеркивала положение человека в обществе, выделяя вождя, охотника и т. д. В классовом обществе костюм определял прежде всего социальное положение, ранг человека. Господствующие классы создавали моду в своих интересах, подчеркивая при помощи костюма спое привилегированное положение. Вот почему мода прошлых эпох посила «нерабочий» характер.

В феодальном обществе, особенно в период средневековья, мода регламентировалась различными постановлениями. В ряде законов предусматривалось запрещение недворяиам носить шелковую и бархатную одежду и т. д. Даже длина носков обуви была строго регламентирована. Часто сама форма, конструкция костюма, определяла положение его владельца. Длинные рукава кафтана русского боярина, почти полуметровые носы рыцарской обуви, женские юбки-кринолипы — все это подчеркивало непричастность к труду. После французской революции 1789 г. и особенно с начала XIX в., в период развития капиталистического общества, господствующий класс сохранял привилегии в одежде, которые обусловливались уже не законодательством, а материальным положением человека.

Однако в силу жизненных условий часто происходит расхождение между идеалом и бытом. Обычно в жизни создается не идеальный «модный» костюм, а костюм, как бы определяющий «бытовой стиль». Этот стиль отражает отчасти модное направление, но приспосабливает его к конкретным условиям жизни. Сравнивая, например, модный костюм аристократки XVIII в., не знающей, что такое труд, с костюмом служанки того же времени, можно заметить, что при общих характерных чертах, определяющих модный силуэт данного времени, между этими костюмами существует значительная разница, обусловленная образом жизни.

Особое место и истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является парод. Народный костюм во все периоды, безусловно, воздействовал на костюм высших классов и в то же время сам подчинялся влиянию господствующей моды. Так, в начале XIX в. в России в моду вошли «греческие» платья, подпоясанные иод грудью. Эта мода распространилась вскоре и на русский крестьянский костюм. Традиционный сарафан крестьянки стали подпоясывать иод грудью.

Национальный костюм складывался постепенно под влиянием многочисленных факторов, причем сложность его формирования зависела также от внешних влияний. Так, будучи в XVI в. самой сильной державой в Европе, Испания распространила свои моды на Францию, Нидерланды, Италию.

Не менее тесно костюм связан с этикой. Законы этики изменяются с развитием общества. Они рассматривают нормы общения людей между собой, обязанности человека по отношению к труду, к родине и т. д. Поскольку каждая страна проходит в своем развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, ее обычаями и традициями. Более того, в одну и ту же Эпоху разные классы часто имеют совершенно различные этические представ лепия, которые отражаются непосредственно и костюме. Так, например, глубокое декольте, характерное для женского костюма высших классов в XVIL XVIII вв., было неприемлемо для народного костюма. И наоборот, в народном костюме укороченная юбка являлась необходимостью, связанной с трудовым образом жизни, в высших же классах такая юбка считалась неприличной.

Костюм, воплощая в себе все черты каждого стиля, сам по себе — выразитель данного стиля и изменяется вместе с ним. Какой бы художественный стиль ни господствовал, костюм всегда отражает его характерные особенности. Так, декоративному пышному стилю барокко (XVII в.) соответствовал такой же пышный, яркий и громоздкий костюм. Строгому стилю ампир (начало XIX в.) соответствовали более лаконичные и строгие по форме одежды.

Изо всех видов искусства костюм, очевидно, больше всего связан с архитектурой, так как в костюме, как и в архитектуре, присутствует своя архи-тсктоничность построения, своя конструктивная ясность. Взаимосвязь костюма с архитектурой очевидна из ряда сравнений. Сравнивая хотя бы античную одежду с греческой архитектурой, с гармонией ее пропорций, ясно выраженным соотношением горизонталей перекрытия с вертикальными опорами — колоннами, часто к тому же покрытыми вертикальными каннелюрами, можно заметить, что простоте и строгости античной архитектуры соответствует такое нее архитектоническое построение костюма — с преобладанием вертикальных линий — складок.

Готическому стилю в архитектуре позднего средневековья с его вытянутыми, летящими вверх пропорциями, ажурностью арок и башен соответствует по характеру и силуэт костюма — с удлиненными пропорциями и линиями.

Таким образом, костюм сам является носителем стиля, выражая его при помощи силуэта, цвета, фактуры и декора.

Определяет стиль костюма его силуэт. Он выражается соотношением линии плеча и формы рукавов к длине талии, а также к форме и длине юбки в женском костюме и панталон — в мужском.

Но своей конструкции костюмы всех эпох делятся на три типа.

Костюм драпированный, т. е. состоящий из обернутого вокруг тела куска ткани, скрепленного непосредственно на фигуре. К такому типу одежды относятся все виды плащей, передняки, греческая одежда — хитон и др.

Костюм накладной, т. е. костюм, надеваемый через голову, как бы «наложенный» на плечи. К этому типу одежды относится большинство платьев, рубашек, многие типы кафтанов, сарафаны и т. д.

Костюм распашной, т. е. имеющий спереди сверху донизу разрез. К распашным одеждам относятся халаты, жилеты, пальто, некоторые виды платьев, кофты, сюртуки и др.

Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикрывающую тело, ио также прическу, обувь, головной убор, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения).

В данной книге мы будем говорить о бытовом костюме — костюме, который носили люди в обыденной жизни во все времена существования человечества. Театральный костюм появился гораздо позже. Первоначальное его появление связано с действиями трудовыми и магическими. Дальнейшее развитие театрального костюма было связано с развитием драматургии, усложнением театральных действий, изменением театральных помещений.

Первоначально театральный костюм носил весьма примитивный характер. К бытовому костюму добавлялись маски, специальная обувь, но уже в XVII, XVIII и отчасти в XIX в. театральные костюмы приобрели весьма условный и декоративным характер. Изготовляли театральные костюмы по желанию и личному вкусу премьеров и премьерш. Только с конца XIX в. и особенно с начала XX в. в театре начинается увлечение подлинным историческим бытовым костюмом. Однако на создание исторических костюмов часто воздействовали, даже определяли их характер, различные направления в самом драматургии и стилевые приемы режиссера. Тем не менее театральный костюм определяется бытовым костюмом, хотя и подчиняется основным законам сцены.

Независимо ни от драматургии, ни от режиссерской трактовки искусственное освещение сцены влияет на цветовое решение костюма, так же как расстояние, с которого зритель его воспринимает. Все это требует особой заостренности силуэта и обобщенности формы костюма.

Таким образом, несмотря на тесную снизь между бытовым костюмом и театральным, последний имеет свою специфику.

Для изучения истории костюма можно пользоваться разнообразными источниками.

К сожалению, обширного, обобщенного труда или учебника по этому предмету на русском языке не существует. Зато имеются книги по отдельным вопросам, касающимся зарубежного и русского костюма. Много книг издано за последнее время в странах народной демократии. Многие могут быть пенными пособиями, хотя бы иллюстративными.

Особенно ценные источники для изучения костюма — это произведения искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптура.

О костюмах можно судить также по произведениям прикладного искусства: здесь подсобным материалом служат и рисунки на фарфоре, и расписные веера, и декоративные ткани, и гобелены — стенные тканые ковры, и витражи — стеклянная цветная мозаика на окнах, и вышивка.

Неоценимые сведения о костюме и быте нам могут дать литературные произведения прошедших лет. Интересными источниками могут быть также различные мемуары, хроники былых лет и, безусловно, журналы мод, впервые появившиеся во Франции в XVIII в. Однако журналами мод нужно пользоваться с некоторой осторожностью, не забывая, что журналы с беспристрастностью фиксировали лишь изменения в силуэте, цвете одежды, не раскрывая внутреннего образа человека той или иной эпохи.

Е.В.Киреева. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века . Издательство «Просвещение», Москва, 1970 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос