Цфат

Дата публикации или обновления 01.11.2017
  • К оглавлению: Израиль.
  • Цфат

    Цфат - один из четырех святых городов еврейства, «мистическая столица» Израиля, город каббалистов - находится в центре Верхней Галилеи на склоне горы Кнаан (800 м над уровнем моря), откуда открывается живописный вид на озеро Кинерет на юго-востоке и Средиземное море на западе. Город приобрел славу не в библейские времена (в Библии он не упоминается), а в Средние века, когда в нем поселилась большая община евреев, изгнанных из Испании.

    Цфат разделен на три района: парк на вершине холма, где когда-то была цитадель крестоносцев, квартал художников Хацаярим (Hazayarim) и Старый город с кварталом синагог. Главная улица - Yerushalayim (Иерушалаим), вьющаяся вокруг холма.

    Основные события истории

    66. Цфат упомянут у Иосифа Флавия в связи со строительством в нем укреплений: «Понимая, что Галилея будет первой областью, куда вторгнутся римляне, Иосиф, сын Гуриона, занялся укреплением наиболее важных с оборонной точки зрения мест. Он укрепил Йодфат, Беер-Шеву, Цуламин <...>, затем пещеры вокруг Геннисаретского озера в Нижней Галилее, а в Верхней Галилее скалу под названием Аккабарон, а также Цфат, Ямнит и Мирон» («Иудейская война», кн. 2, гл. XX). Но в том же году римляне все-таки захватили Цфат. После разрушения Второго храма в Цфате поселились семейства священников (коэнов) Якима и Пашхура.

    VII-XI вв. Период арабского владычества. В Цфате жила небольшая еврейская община, члены которой занимались в основном земледелием.

    XI в. Город захватили крестоносцы, после чего он стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства.

    1140. Рыцари-крестоносцы возвели мощную крепость на вершине горы. После этого они изгнали из Цфата почти всех евреев и разрушили синагоги.

    1188, декабрь. Войска Саладина (Салах ад-Дина) выбили крестоносцев из Цфата.

    1240. Эмир Дамаска, затеявший сложную дипломатическую интригу, вернул Цфат и всю Галилею Тевтонскому ордену (в 1220 г. тевтонцы выкупили право будущего владения городом у всех других рыцарских орденов).

    1266. Цфат после месячной осады захватили мамелюки под командованием султана Бейбарса.

    XIV в., начало. Возрождение еврейской общины.

    XV в., конец. После изгнания евреев с Пиренейского полуострова в городе стали селиться выходцы из Испании и Португалии (сефарды), прибывавшие в Цфат через Турцию, В те времена численность местной еврейской общины доходила до 18 тыс. чел. Большинство составляли последователи каббалы.

    1516. Цфат захватили турецкие войска, после чего он вошел в Османскую империю.

    1550-е. Цфат - центр еврейской духовной жизни: авторитет цфатских мудрецов в вопросах каббалы признавался всеми крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы.

    1577. Уроженец Праги Элиэзер бен Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую еврейскую типографию в Святой земле, и уже через год была отпечатана первая книга на иврите. Типография просуществовала до 1587 г.

    XVI в., конец. Упадок Цфата, связанный с ухудшением экономического и политического состояния Османской империи. Еврейское население стало покидать город, переселяясь в Хеврон и Дамаск.

    XVII в. В городе осталось всего 1200 евреев, но по-прежнему действовали религиозные школы и более 20 синагог.

    XVIII в., начало. Цфат превратился в небольшое поселение, от былой славы города сохранилось лишь название и могилы знаменитых раввинов.

    1759. Сильное землетрясение. Погибло около 2 тыс. жителей, из них около 200 евреев.

    1778. В городе поселилась хасидская община (300 чел.) во главе с рабби Менахемом Мендлом из Витебска. Через некоторое время из-за конфликта с сефардами они покинули город и перебрались в Тверию.

    1809. В Цфате поселилась большая группа учеников рабби Элияху бен Шломо Залмана из Вильно (ныНе Вильнюс, Литва).

    1837. Новое крупное землетрясение (6,5 баллов по шкале Рихтера). Погибло 4 тыс. чел., многие из выживших бежали из города. Население уменьшилось с 7 тыс. до 1,5 тыс. жителей.

    1839. В Цфате проживало 568 еврейских семей (около 1500 чел.) - 390 ашкенази и 178 сефардов.

    1914. После начала Первой мировой войны турецкие власти выслали большинство евреев-ашкенази как подданных иностранных государств из страны.

    1918, 27 сентября. Австралийская кавалерия под командованием генерала Алленби заняла Цфат. Установлен британский контроль.

    1922. Население города составляло 8761 человек, из них 2986 евреев.

    1929. Волна кровавых еврейских погромов прокатилась по всей стране. 29 августа арабы напали на еврейский квартал в Цфате, разграбили его и сожгли. Погибло 118 чел.

    1948. К началу Войны за независимость в городе проживало около 2 тыс. евреев, всего - 12,5 тыс. жителей.

    1948, 16 апреля. Англичане покинули Цфат. Арабские силы, стоявшие в городе, в том числе части ливанской и иракской армий насчитывали 4-4,5 тыс. чел.

    1948, 1 мая. Отряды Пальмаха начали наступление на Цфат и прорвались в еврейский квартал. 11 мая, за 3 дня до провозглашения независимости Израиля, арабские Войска бежали из Цфата. Следом за ними ушло арабское население.

    1950-е. После окончания Войны за Независимость 90% населения Цфата составляли новоприбывшие, к югу от Старого города выросли новые районы.

    1975. Любавичские хасиды (выходцы из местечка Любавичи в Смоленской обл.) построили новый квартал - Кирьят-Хабад.

    1980-е. Брацлавские хасиды (выходцы из местечка Брацлав, Галиция, Украина) основали свой квартал - Кирьят-Брацлав.

    2005. Цфат - всемирный центр хасидизма и изучения Каббалы. На семинары, посвященные Каббале, съезжаются тысячи ее последователей со всего мира.

    2006, июль-август. Террористы «Хезбаллы» подвергли город массированным ракетным обстрелам.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос