Другие храмы Царицына и окрестностей

Дата публикации или обновления 10.02.2016
  • Храмы Волгоградской области
  • Другие храмы Царицына и окрестностей.

    В 1912 году на Дар-горе открывается Благовещенская церковь. Праздник Благовещения входит в число двунадесятых, он отмечается 25 марта-7 апреля. В этот день в народе считается, что даже птичка гнезда не вьёт, получив благую весть о предстоящем Рождестве Христовом.

    Возможно, молитвенный дом существовал здесь ранее, так как 7 марта 1911 года на Дар-гору привозят чудотворную Седмиезерную икону Богородицы. Вскоре в храм направляют священника Михаила Егорова, ранее служившего на заводе «ДЮМО» и бывшего ярым сторонником мятежного иеромонаха Илиодора (он даже прятал Илиодора от полиции).

    А 19 января 1913 года сюда переводится из Сергиевского храма священник Николай Петрович Руссов.

    В 1932 году он сохраняет верность патриаршей Церкви. Закрыт храм в 1935 году (по другим данным, 2 апреля 1936 года). Последним его настоятелем был протоиерей Прокопий Николаев.

    В 1936 году здание сдано тресту столовых под ресторан, но вскоре в архивных документах проскальзывает фраза «здание разбирается». Правда, сам храм, судя по воспоминаниям старожилов, сохраняется. Здание пережило сталинградские бои и было разрушено примерно в 50-е годы. На месте храма построили новое помещение для поликлиники, а позднее передали его ГАИ.

    При мужской гимназии 22 ноября 1889 года создается Александро-Невская домовая церковь.

    Церковь располагалась в пристройке на углу Александровской и Успенской улиц в двух комнатах.

    Большую часть икон для неё пишет игуменья Царицынского Рождество-Богородицкого монастыря (подворья Балашовского монастыря) Мария. Очевидцы отмечали их как высокохудожественные произведения. Как мы уже писали, сам монастырь при этом имел бедное убранство. 23 ноября в храме проходит престольный праздник.

    Директор гимназии Дмитрий Тимофеевич Третьяков всегда присутствовал на богослужениях.

    В 1917 году законоучителем здесь работал протоиерей Николай Архангельский, который 21 июля переехал в Вольск.

    Имелись в Царицыне и окрестностях еще многие святые места. Так, здание для подворья Дубовского Свято-Вознесенского монастыря жертвуется почётной потомственной гражданкой Ю. Д. Репниковой и находится тогда на углу Надеждинской и Екатерининской улиц.

    В деревне Мечетной (ныне район Спартановки) в ХГХ веке стояла часовня, перенесенная в 1847 году в село Орловка.

    В расположенном к северу от Царицьна селе Рьшок в 1865 (или 1867) году строится деревянная церковь архангела Михаила. При храме имелись деревянная сторожка, церковно-певческая школа. В следующем году отсюда похищают старый ковчег, крест, два парчовых воздуха на сумму 127 рублей.

    В 1883 году в селе проживали 772 человека. Церковным старостой в 1894 году становится крестьянин Иван Стольников. В начале XX века в храме было 1485 прихожан, к нему приписали не только жителей Рынка, но и деревень Винтовка, Спартанка (Спартановка), Журковка. А в 1907 году местный приход вместе с другими пригородными сёлами входит в состав нового благочиния. Священники окормляли земскую и церковно-приходскую школу.

    В ограде храма погребают служившего до революции некоего священника Михаила, недалеко располагался так называемый Попов родник.

    С приходом советской власти в здании приходской школы открывают народный дом, а сторожку, выгородив из церковной ограды, превращают в школу. В добротном доме священника, имевшем даже каменные конюшни, размещается сельсовет.

    Органы милиции 14 ноября 1924 года регистрируют здесь священника Лукьяненко Игнатия Семёновича и диакона Недогреева Афанасия Фёдоровича.

    В 30-е годы XX века этот храм ещё действовал, имеются воспоминания людей, крещённых в нём.

    В 1935 году псаломщиком в этой церкви был игумен Гермоген (Георгий Матвеевич Клюев); лицу такого высокого монашеского звания приходилось прислуживать на должности церковнослужителя из-за малого числа действующих церквей. Несмотря на давление властей, отбиравших храмы у патриаршей церкви, он не перешёл в обновленчество. В ноябре 1936 года Гермогена арестовали и осудили вместе с епископом Антонием (Романовским).

    Власти стали разорять церковь в 1938 году, хулиганы всё время били стёкла, а как-то подъехала машина, и активисты выбросили в неё иконы и церковную утварь через окно. Часть икон удалось у них выпросить детям, а верующие Пётр и Агриппина Стольниковы, Матрона Усова, Дарья Животова спрятали в подвале одного дома распятие и Казанскую икону Божией Матери, а после войны принесли святыни в Казанский собор. Саму церковь пытались разорить — сбросили колокола, но кресты не сняли. Самый большой колокол весом в 109 пудов не разбился даже отудара о булыжную мостовую, него долго били двухпудовой гирей.

    Помочь скинуть колокола власти попросили комсомольца Ивана Антонова, но он отказался, сказав: «Я их не вешал, и скидывать не буду». Из-за этого парня как неблагонадёжного долго не брали в армию, о которой он мечтал, но в конце концов призвали на службу и сразу отправили в гущу схватки на Халкин-голе. В декабре 1943 года кадровый военный, капитан И.Н. Антонов станет Героем Советского Союза (посмертно). Вместо отказавшегося Антонова вызвался скинуть колокол ерзовский печник Иван по прозвищу Катрин и, несмотря на протесты собравшихся людей, он это сделал. Правда, при этом он упал с высоты и стал душевнобольным. По воспоминаниям Е. Усовой и других старожилов села, когда начали срезать на храме крест, над куполом закружил белый голубь и затем сел на крест.

    Окончательно храм закрыли решением облисполкома от 7 (или 23) октября 1940 года, его здание отдали под поселковый клуб. Храм так и стоял закрытый, но в селе перед войной проживал священник Иоанн Бирюков, очень образованный батюшка, закончивший духовную академию. Священника Иоанна любили все жители Рынка. Его матушка Клавдия — выпускница Бестужевских курсов — знала два языка. В семье у них было трое детей: старших звали Борис и Виталий, последний сын родился поздней осенью 1941 года перед самым арестом священника.

    Его взяли вместе с ктитором Жуковым и церковным старостой Усовым (позже мирян отпустят) и отправили в Астраханскую тюрьму, а затем вывезли в овраг и, как рассказывают, засыпали живых людей бульдозерами. Но по предположениям некоторых старожилов (В.Я. Сидельников), священнику всё же удалось бежать, и он скрывался в Москве. Супруга о. Иоанна работала в колхозе бухгалтером.

    Когда началось строительство железной дороги Сталинград — Владимировка, в храме сделали столовую для рабочих, а поскольку погода стояла сырая и дров не хватало, решили разобрать на растопку колокольню. К церкви пристроили различные склады, другие помещения.

    В сентябре 1942 года храм ночью сгорел (по рассказам Е. Усовой, приказала его сжечь местная уполномоченная Полина Ивановна, после окончания боёв заставившая жителей разобрать и фундамент на материал для школы).

    В том же году местный священник был повешен немцами за то, что провозгласил ектенью о победе русского оружия и погибели фашистов. Возможно, он служил здесь ещё с 1932 года (имеются косвенные данные об этом).

    Находилась Михайло-Архангельская церковь к северу от нынешней будки ГАИ на развилке, ведущей в город Волжский и в сторону Дубовки. На его месте растут берёзы. Рядом находится гранитная плита с надписью, в которой сообщается, что здесь 24 ноября 1942 года после трёхмесячных жестоких боёв войска Сталинградского фронта (группа полковника Горохова) соединились с войсками Донского фронта генерала Рокоссовского. «Слава героям Сталинградской битвы!», — написано на граните.

    В 1947 году верующие сёл Рынок и Спартановка просят власти разрешить открытие молельного дома. В1963-1964 годах молельный дом действует в частном доме на Спартановке.

    В посёлке Купоросном находились некогда Покровская и Успенская церкви (первая из них принадлежала старообрядцам). Известно имя настоятеля Успенской церкви, зарегистрированного милицией 1 ноября 1923 года — Капканов Григорий Павлович.

    В 1936 году один из храмов закрыли, на его месте построили школу. А второй, судя по всему, сохраняется. В дни войны у посёлка Купоросный с фашистами билась 422-я стрелковая дивизия, позже ставшая гвардейской.

    Наблюдательный пункт её командира полковника И.К. Морозова одно время располагался на колокольне храма.

    На месте входящего ныне в черту Советского района посёлка Горьковского (в народе—Максимка) стояла раньше деревня Алексеевка. В справочниках указывалось, что она находится в 12 верстах от уездного центра, располагается напротив Отрады. Сведения о ней противоречивы. Основана она была комендантом города Иваном Еремеевичем Цыплетевым, названа в честь его сына. Но жило в ней немного народу: в 1858 году только 76 человек, в 1883-м — 82. Но уже в 1780 году здесь имеется храм, к которому приписаны жители Светлого Яра, Райгорода и Чапурников.

    В 1784 году светлоярцы обратились с просьбой разрешить им строительство собственной церкви, но им отказали, вместо этого введя второй штат в алексеевском Христе-Рождественском храме, но с условием, что священник будет жить в Светлом Яре.

    В 1883 году к этому храму приписаны жители села Воробьёвки и хутора Крутенького. Некоторое время село и станция называются Воропоново, но параллельно употребляется и старое название.

    Возможно, речь идёт о разных населённых пунктах с одинаковым названием, поскольку отмечается несоответствие между числом жителей и наличием храма. В некоторых источниках упоминается Никольская церковь на станции Крутенькой. После революции, когда здесь появляется название «посёлок Ворошилова», находящийся в нём храм в 1936 году отдают под райсовет ОСО.

    Свои храмы были при воинских частях, размещённых в разное время в Царицыне. Мы уже упоминали о Рождество-Богородицкой церкви 141-го полка, расположенной в Нобелевском городке. Имелся свой храм у 2-го Кавказского линейного батальона, относящийся к управлению главного священника Кавказской армии. Документы о нём за 1851-1894 годы хранятся в Государственном архиве Волгоградской области.

    А в документах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга под 1891 годом говорится о некоей «церкви 146-го пехотного Царицынского полка».


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100