Значение храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в разделе Православные храмы Москвы.
  • К оглавлению: Страницы истории храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

  • Расположенная в одном из старейших районов столицы — Замоскворечье, Скорбященская на Ордынке церковь доныне играет значительную градостроительную роль в формировании его облика. Со стороны Московского Кремля и его окрестностей церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» органично входит в группу архитектурных доминант, состоящую также из церкви Воскресения Христова в Кадашах и церкви сщмч. Климента Римского, — весь комплекс этих храмов определяет замоскворецкую застройку. Храм иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» — один из известнейших в Москве; он давно стал хрестоматийным примером московской церковной архитектуры и вошел в многочисленные путеводители, справочники, антологии русской архитектуры и изобразительного искусства, монографии, посвященные творчеству В. И. Баженова и О.И. Бове. Скорбященский храм является в подлинном смысле слова московской святыней, одним из наиболее почитаемых православным народом. Об этом говорит уже само название храма, связанное с находящимся в нем чудотворным образом Пресвятой Богородицы.

    В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой. Но все же здание церкви было полностью отремонтировано. С 1948 года, после того как приделы храма были заново освящены Святейшим Патриархом Алексием I и протоиереем Виктором Жуковым, в нем снова стали совершаться богослужения. Регулярные реставрационные работы производились в храме и в последующее время. В 1974 году был проведен капитальный ремонт храма, во время которого гипсовые вазы на южном фасаде ротонды были заменены на такого же профиля белокаменные. Кроме того, лепной фриз в ротонде был дополнен недостающими деталями; также была восстановлена лепка архивольтов и капителей пилястр.

    Цвет окраски фасадов храма во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, согласно колерному паспорту архитектурно-планировочного управления города Москвы, был в разное время двух вариантов, — охра золотистая для основных поверхностей стен и белый для колонн и деталей и розовато-палевый цвет с белыми деталями. Ныне, учитывая градостроительное положение памятника между храмом Воскресения в Кадашах, имеющего традиционную окраску — красное с белым и церковью сщмч. Климента, которая многие годы красится суриком, был выбран вариант с охрой. Бледно-розовый цвет снизил бы роль Скорбященской церкви как активной вертикали в городской среде.

    Помимо чтимой иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость» в храме находится ряд икон, относящихся к XVIII — началу XX веков. Наиболее почитаемыми являются иконы св. мч. Лонгина Сотника, прп. Варлаама, Хутынского чудотворца, святителя Николая, Казанская икона Божией Матери. На восточной грани южного столба против иконы прп. Варлаама изображена сцена из его жития — одно из исцелений по молитвам преподобного. Это изображение выделяется безыскусственностью чисто русского сюжета.

    Почитание преподобного Варлаама московскими князьями началось в 1462 году. Тогда великий князь Иоанн Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытыми мощи преподобного. Из его гроба вырвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Сын Иоанна III, Василий III глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Аитвою и крымским ханом. По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного, своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. Заступничество прп. Варлаама в борьбе московских князей с Ордой было одной из причин постройки в XVII веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на Большой Ордынке.

    Но в большинстве икон и стенной живописи храма, выполненных с большим профессиональным мастерством, очень мало от православной традиции. Они всецело ориентируются на западную традицию, уходящую к эпохе Возрождения, поскольку с начала XVIII века в иконопись активно вторгается живописное начало. Произведения, стилистически являющиеся картинами, начинают использоваться как иконы.

    В ротонде роспись купола приписывается итальянскому художнику Домиано Скотти. Реставрационные работы последних лет показали, что первоначальная живопись купола действительно относится к первой половине XIX века. Роспись купола и гризальные росписи ротонды реставрировались в 80-е годы XIX века, а также в 1954 и 1972 годы. Во время реставрации, проходившей с мая по сентябрь 1983 года, ввиду очень плохого состояния первоначальной живописи, раскрытие ее до первоначального слоя не проводилось, были сняты лишь наиболее грубые участки записей и слой потемневшего лака. В Скорбященском храме находилась картина Яна Мостарта «Се Человек» и была в нем до 1924 года, когда поступила в музей имени Пушкина. Она помещалась при входе в зимнюю церковь. Здесь ее видел Ф. М. Достоевский, который был дружен с храмоздателями церкви на Ордынке — семьей Куманиных. Картина Мостарта, виденная писателем, произвела на него отрицательное впечатление, поскольку подобная живопись, характерная для западной религиозности и подчеркивающая весь ужас физических страданий Христа, изображает Христа полностью сломленным силою зла. Глядя на такую картину, человек, по мнению писателя, мог окончательно потерять веру.

    Западное влияние на русское общество началось еще со времен начала Смутного времени, предпосылки которого обозначились во времена второй половины правления царя Иоанна IV, Грозного. Государь тогда принял решение о борьбе с чрезмерной властью боярских политических кругов, грозившей дроблением земель и расколом общества. Иоанн Грозный, вступив в борьбу с боярами, стал ограничивать их княжеское землевладение по примеру деда и отца. Оттесненная от кормила власти боярская оппозиция стала обращать свои взоры на Запад. Воспользовавшись противоречиями в России, в ее окраины из недр Европы стали проникать представители тайного ордена иезуитов. Тайные общества воспользовались всеми своими огромными средствами к уловлению православных, стали воздействовать на них путем убеждений: с этой целью они открывали в России школы для воспитания православных, распространили множество книг в опровержение Православия. Постепенно модные западные течения, уже вполне легально, проникли в русскую литературу, искусство, науку, политику. На протяжении более трех веков русское общество брало и перемалывало в себе западную культуру. Много было усвоено ценного и полезного, но много было взято наносного и вредного.

    Но крепкое чувство православной церковности постепенно сводит на нет неумеренное подражание западной культуре. С середины XIX века в России церковная живопись постепенно приближается к традиционной иконописи, предваряя открытие вновь древнерусской иконы в начале XX века. Не умерла и живая традиция древнерусского иконописания, продолжавшая существовать на протяжении XVIII—XIX веков, лишь несколько изменяясь. Оформление иконостасов также подчинилось эволюции архитектурного стиля от барокко через классицизм и ампир, приближаясь к церковно-национальным истокам в русско-византийском стиле. Прерванный в 1917 году процесс возвращения к национальным традициям предвосхитил сегодняшнее возрождение православной духовности в России и во всем мире.

    Сегодня в мире пробуждается интерес к процессам, происходящим в России и возрождающейся, ныне объединенной Русской Православной Церкви, поскольку только Православие на сегодняшний день способно противостоять распространяющемуся интеллектуальному и культурному «мировому Макдональдсу».

    Внутренне убранство церкви иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке отражает процесс приобщения к общеевропейской художественной культуре. Освоение западного наследия церковным искусством было процессом сложным, противоречивым. Часто он приводил к отрицательным результатам, — к утрате искусством православной традиции, истинного церковного духа. Однако, освобождаясь от крайностей, русское искусство создало свой вариант классического искусства, вобравший в себя многое из предыдущего периода. Велика в этом роль Русской Церкви, постоянно воспитывающей и наставляющей своих чад в духе Православия и подлинной духовности.

    Опыт русских зодчих и живописцев XVIII—XIX веков, создавших многие прекрасные храмы, в числе которых одно из первых мест занимает храм Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, будет всегда актуален, служа вдохновляющим примером никогда не прекращающемуся процессу религиозного творчества в лоне Православной Церкви.

    Наверх

    К оглавлению: Страницы истории храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос