Аресты
Аресты
В ноябре 1922 г. Елецкое епархиальное управление вступило в отправление возложенных на него обязанностей. Временный адрес управления значился так: г. Елец, сторожка Сретенской церкви, угол Соборной и Мясницкой улиц кв. 140.
18 ноября было принято решение оповестить о начале работы епархиального управления через газеты. Спустя некоторое время после объявления в газете "Набат" для юридического оформления управления инициативной группой было подано официальное заявление, которое вместе с собранными дополнительно материалами было направлено в ГПУ. Вначале Елецкий уисполком, видимо не разобравшись сразу в ситуации, признал вновь созданное епархиальное управление и дал ему разрешение на проведение 30 ноября епархиального съезда духовенства и мирян. Но дальше события, развивались более предсказуемо. Уже через несколько дней Елецкий уисполком постановил: "...Елецкое епархиальное управление распустить, выданное разрешение на созыв съезда духовенства и мирян на 30 ноября с. г. аннулировать... виновных к ответственности".
Всех причастных к созданию епархиального управления, невзирая на преклонный — до 78 лет возраст, включая епископа Николая, арестовали. Власть усмотрела в действиях инициативной группы нарушение декрета Совнаркома "Об отделении церкви от государства" -о порядке утверждения и регистрации. Как следует из документов уисполкома, по мнению властей, требовалось утвердить решение о создании епархиального управления в губисполкоме, затем должна следовать регистрация, и только после регистрации в НКВД можно было проводить собрание! Но, похоже, что в уисполкоме и сами не знали этого порядка, о чём свидетельствует разрешение, данное 26 октября 1922 г. за № 3305 на право проведения съезда, о котором, как и о заявлении инициативной группы все предпочли забыть, объявив, что "документов на организацию епархиального управления Елецкого уезда ... не зарегистрировано". В результате все арестованные были обвинены в организации епархиального управления с контрреволюционной целью, так как не были соблюдены условия, продиктованные законом. Контрреволюцию усмотрели и в том, что на службе поминали арестованного Патриарха Тихона, хотя суда над Патриархом не было. В вину арестованным ставилась деятельность по "...поддержанию устоев тихоновской церковной политики, которая своими деяниями поддерживает как русскую, а также и заграничную контрреволюции...". Ход следствия контролировался Орловским губернским отделом ГПУ, и не помогли даже многочисленные жалобы ельчан М.И. Калинину.
В итоге суд приговорил Триерова и Рязанова к принудительным трудовым работам сроком на 6 месяцев и тюремному заключению сроком на 4 года; епископа Николая — к принудительным трудовым работам и высылке за пределы Орловской губернии сроком на 3 года; Максимова-Шушпанова, Сергеева и Васильева—к работам сроком на б месяцев, а Тоболкина и Лопаткина — оправдал. Принимая во внимание амнистию, объявленную ВЦИК от 2 ноября 1922 г., всем приговорённым были отменены принудительные трудовые работы, а Триерову и Рязанову срок заключения сокращён на одну треть. Местом пребывания епископа Николая был определён Задонск, где он пробыл, судя по всему, весь срок ссылки.
Вознесенский кафедральный собор г.Ельца.
Аресты епископов Серафима и Николая, а также других представителей "тихоновского" духовенства позволили обновленцам попытаться захватить инициативу в борьбе за приходы Орловской епархии. Интересен в этом отношении документ губисполкома, датированный мартом 1923 г.: "Перелом произошёл в настроении православного духовенства, которое почти целиком в г. Орле и губернии присоединилось к группе обновленцев "Живой церкви", за исключением 5 — 6 священников г. Орла и по уездам. Лишь в г. Ельце и Волхове большинство духовенства, которое держится за старую церковь благодаря агитации епископов Даниила, высланного в Хиву за контрреволюционную деятельность, и Николая, который содержится в ЦИТ как находящийся под следствием".
Действительно, в Ельце в 1920-х гг. обновленцам не удалось добиться значительных успехов ни в поддержке верующих, ни в захвате храмов. Огромную пользу в борьбе с обновленчеством оказывал церкви созданный Елецкий союз церковных общин, одним из председателей которого был Алексей Львович Васильев. К примеру, в 1927 г. на весь Елецкий уезд была зарегистрирована лишь одна обновленческая община из 132 в Орловской епархии!
Возвращаясь к судьбе Елецкого епископа Николая, следует отметить, что он управлял викариатством до июля 1926 г., по-видимому, так и находясь в ссылке. По некоторым сведениям, в 1924 г. он был освобождён досрочно из ссылки и до 1925 г. управлял епархией, находясь в Москве. В 1927 г. он был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, где вскоре вновь был арестован и умер в Бутырской тюрьме в Москве в 1928 г. В воспоминаниях архимандрита Феодосия (Алмазова), познакомившегося с епископом Николаем в Бутырках, пред нами предстаёт сильный духом, глубоко верующий архиерей: "В камере 69 Бутырской тюрьмы койки наши стояли рядом. Ночью проснешься, а святитель стоит на молитве. И так каждую ночь, удостоверяю. Православие его не в слове только, но и в деле: он одиннадцать раз до 1924 г. был арестован, почти все свое святительство провел в тюрьмах и окончил мученическую жизнь в тюрьме... Паства любила его до самозабвения, это и причина, по которой его преследовали". Любили его и ельчане. Об этом свидетельствует тот факт, что монахини Елецкого Знаменского монастыря после смерти Владыки Николая переписывали и распространяли среди верующих ельчан рукопись под названием "Житие епископа Елецкого Николая", в которой жизнь и смерть архипастыря представлены "как сплошные мучения от советской власти".
Далее: Продолжение церковной жизни