Краткий очерк истории Палеха

Дата публикации или обновления 05.09.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Село-академия. Краткий очерк истории Палеха.

    Есть ли где-нибудь в мире такое явление, как в России: села, едва ли не все жители которых испокон века занимались искусством, причем нередко на достаточно высоком художественном уровне? Палех, Мстера, Гжель - эти имена сразу вызывают яркие художественные образы...

    Основательность и вдумчивость у палешан в крови

    Палех полон неожиданностей, иногда даже противоречий, гармонично укладывающихся в объемную картину.

    Одно имя этого селения заслуживает целого эссе. То ли произошло оно от родовой фамилии князей Палицких, владевших этими местами, то ли от слова «паль» — место, где выгорел лес, то ли от «леха» — межа...

    Иконы здесь начали писать в XVII столетии — позже, чем в соседних Холуе и Мстере. И, если верить сохранившемся историческим источникам, иконописание в Палехе сразу было поставлено на свой, особый лад. Мстерские и холуйские художники земли не пахали, а писали иконы — главным образом недорогие, продавали их на веселых местных ярмарках: благо села эти располагались на прохожем месте, у реки. Палешане жили иначе.

    Места у них глуше, речка Палешка — не судоходна. Летом пахали не слишком плодородную матушку-землю, а ближе к зиме отправлялись в отхожий промысел — писать образа для иконостасов. Шли далеко: в Архангельский, Вологодский край, Великий Новгород. Собираясь в путь, уже знали, где и по чьему заказу станут работать — организация дела была поставлена основательно. Такой подход оказал влияние на стиль палехского письма. Палехская манера изначально складывалась как монументальная.

    Маленьких дешевых образков, которые требовалось выполнять практически на скорость, палешане не писали — во всяком случае, в то время. А странствуя по Русскому Северу, мастера видели древние иконы, перенимали разные манеры письма, занимались копированием.

    Основательность и вдумчивость у палешан в крови. Часто взамен вновь написанных икон им отдавали древние, обветшавшие — те, при виде которых современный ценитель почувствовал бы благоговейный трепет и которые в старые времена нередко просто записывали (реставрация в современном понимании появилась лишь в начале XX столетия), фактически используя в качестве иконной доски. Многие такие образа — замечательные памятники древней иконописи — палехские иконописцы принесли в родное село и поставили в храме. Взирая на них, они совершенствовали свой художественный стиль. Соприкасаясь с иконописью разных краев и времен, палешане становились универсалами: многие мастера писали в разных стилях — и в строгом древнерусском, и в приближенном к европейскому — такая манера именовалась фрязью от слова «фрязин» — итальянец.

    Недостатка в заказчиках Палех никогда не испытывал. К XVIII веку палешане наладили связи с зарубежьем — писали образа, которые отправляли в Европу: Румынию, Молдавию, Сербию, в Австрийские и даже Турецкие земли.

    Характерная черта палехской иконы — умиротворенность

    Как выглядела палехская икона до середины XVIII века, доподлинно неизвестно — бесспорных памятников не сохранилось. Впрочем, в Палехском художественном музее есть иконы XVII столетия, обнаруженные в окрестных селах, и можно предположить, что это — первые палехские образа.

    К середине XVIII века сформировалась узнаваемая палехская манера иконописи. В это время палешане уже работали и на родине, причем создавали произведения, лучшие из которых можно назвать вершиной местной иконописи. Одно из них — икона «Акафист Спасителю». Интересно, что по сути образ состоит из двух частей: небольшой центральной иконы Нерукотворного Спаса и окружающих его клейм. И тут мы видим парадокс: икона-средник не принадлежит палехским мастерам — она написана в Великом Устюге в XVI столетии. Видимо, палешане принесли с севера древний образ — и по какой-либо причине прониклись к нему таким благоговением, что создали для него обрамление из множества клейм, а затем поместили в иконостасе вновь отстроенного храма.

    Подобным образом выполнена и икона Святителя Николая в житии: в центре — небольшой древний образ. (Поволжье XVII век) Вокруг — значительно превосходящая его «рама» со множеством миниатюрных многофигурных композиций. Взирая на эти две иконы, видишь скрупулезную «мелочность» письма, ставшую «визитной карточкой» палехских мастеров. При этом образы не лишены монументальности: отойдя подальше, мы разглядим каждую фигуру, увидим четко выстроенную композицию. В них прослеживается характерная черта палехской иконы — умиротворенность, отсутствие чрезмерной динамики. Нет и сухости: горки повернуты в разные стороны, фигуры имеют разный поворот, расположены так, что не возникает «столбиков» из изображений.

    Декоративные элементы не бросаются в глаза, хотя внимательный взор оценит и тонкость узоров, и проработанность каждого мелкого предмета. Вероятнее всего, эти и подобные иконы создавались артельно.

    Один писал лики, другой — пейзаж, кто-то делал надписи. Но специалисты все же называют имена — так, в написании «Акафиста Спасителю» видят руку Ильи Балякина — одного из немногих иконописцев того времени, чье имя дошло до нас.

    В Палехском художественном музее сохранилась выполненная в стиле «фрязь» икона «Не рыдай Мене, Мати» (1769 г.), на которой указано его авторство. Это — достаточно редкое явление: обычно иконы писали анонимно. Искусствоведы предполагают, что И. Балякин был одним из лучших мастеров, потому и оставил на образе свою подпись. К тому же, икона, написанная «фрязью», создавалась от начала до конца одним мастером. При разности стилей, «Акафист Спасителю» и «Не рыдай Мене, Мати» имеют много общего: заметна схожесть цветовой гаммы, манеры нанесения плавей.

    Предположительно, в создании «Акафиста» участвовали мастера Никита Буторин и Балякин Иван — сын Ильи Балякина. Но, вероятно, и отец — лучший из иконописцев — приложил руку к этому труду. Илье Балякину (согласно преданию) принадлежат многие из лучших икон Крестовоздвиженского храма, в числе которых — и точный список чудотворной Шуйской-Смоленской иконы, особо чтимой в этих местах. Скорее всего, он руководил и написанием икон для Крестовоздвиженского храма, возводившегося в те годы усердием жителей.

    Укорененность палехских иконописцев в православном богослужении

    Говоря о палехских образах, нельзя не подметить характерную черту: видится укорененность иконописцев в православном богослужении. И в то же время — песенность, тяготение к сложному, динамичному сюжету. «Акафист Спасителю», «Акафист Божией Матери», «Невеста Неневестная», «Не рыдай Мене, Мати», «Богородице Дево, радуйся», «Всех скорбящих Радость» — названия взяты из богослужебных текстов.

    Даже образ свт. Николая в житии имеет необычную иконографию: сверху расположено самое большое по размеру клеймо «Всякое дыхание да хвалит Господа». Да и композиция образа выстраивается ярусами вверх, словно повествование — это песнь, стремящаяся ввысь. Говорят, музыкальность свойственна жителям Палеха и сегодня: в поселке действует несколько коллективов, участники которых сами пишут песни, а затем исполняют их; многие художники поют — кто в народном, кто — в церковном хоре. В лаковой палехской миниатюре также можно увидеть множество песенных сюжетов.

    В Палехском художественном музее сохранилась выполненная в стиле «фрязь» икона «Не рыдай Мене, Мати» (1769 г., художник И. Балякин). При разности стилей, «Акафист Спасителю» и «Не рыдай Мене, Мати» имеют много общего: заметна схожесть цветовой гаммы, манеры нанесения плавей

    Постижение иконописания занимало шесть лет

    К концу XIX столетия в Палехе действовало множество иконописных мастерских. Когда они зародились? Точных сведений до нас не дошло, но уже в 20-х годах XIX века мастерские в Палехе были. Об этом известно благодаря тому, что в 1814 году знаменитый немецкий поэт И.В. Гете каким-то образом увидел русские иконы, заинтересовался ими и обратился ни больше, ни меньше, к Царской семье, сделав запрос относительно русской иконописи Владимирской губернии.

    Дать ответ было поручено владимирскому губернатору А, Н. Супоневу. Тот отправил в Палех и окрестные села экспедицию, которая и составила отчет о состоянии дел, в котором, в частности, упоминается мастерская братьев Каурцевых. У них были приобретены иконы, которые и отправили Гете.

    Как мы видим, первые палехские мастерские были семейными. Эта черта сохранилась и в более позднее время.

    Расцвет дела Сафоновых

    В XIX столетии многие палешане покидают родное село, обосновываются в больших городах, перевозят туда семьи. В Петербурге, Москве, они работают в иконописных мастерских, создают и собственные. Долгое время жил в Петербурге и Лев Михайлович Софонов — потомственный искусный иконописец и человек с крепкой деловой хваткой.

    В столице он был старостой колонии палешан - собирал налоги, вел деловую переписку, был уважаемым и достаточно состоятельным человеком, оставаясь при этом крепостным. Однажды хозяин приказал ему покинуть Город на Неве и возвратиться в родное село, бурмистром (управляющим) которого Лев Михайлович должен был стать. На родине Л.М. Софонов и основал мастерскую — благо, связи в Петербурге позволяли наладить сбыт. Произошло это в 1830 году. Он привлек лучших иконописцев, в том числе — почти всех своих родных.

    Софоновы - род древний и многочисленный, раскинувший свои ветви не только на Палех, и на окрестные деревни, так что недостатка в мастерах не было. Брали на работу и художников не из родни, даже пришлых — из Рязанской, Костромской губерний. Условия труда для всех были равны, оплата — сдельная, в зависимости от уровня мастерства. Обучали при мастерской и детей — постижение иконописания занимало шесть лет.

    Документы, свидетельствующие о том, как велись расчеты с работниками и заказчиками, сохранились до наших дней.

    Статус иконописца Двора Его Императорского Величества

    Софоновская мастерская быстро стала самой крупной и организованной в Палехе. Она писала иконы высокого художественного уровня. Сначала специализировались, главным образом, на «мелочном» письме: создавали как небольшие иконы, так и образа для иконостасов. В 1840-е гг. начали заниматься стенописью — причем уже достаточно скоро Софоновских мастеров приглашали во все концы России на самые значимые объекты. В 1870-е гг. мастерской руководил Николай Михайлович Софонов, получивший статус иконописца Двора Его Императорского Величества.

    Кроме вновь построенных, палешане приложили руку к реставрации едва ли не всех известных храмов: Димитриевского собора во Владимире, Успенского собора во Владимире, Троицкого и Успенского соборов Троице-Сергиевой Лавры, Спасо-Мирожского монастыря г. Пскова, Новодевичьего монастыря в Москве, Благовещенского собора Московского Кремля... Перечень можно продолжать и продолжать.

    Еще в начале XIX веке палешане сохраняли утерянную ныне технологию росписи по сырой штукатурке — так иногда выполняли начальный этап стенописи, а завершали роспись темперными красками по сухой. Ко второй половине столетия это искусство было утеряно. И все же — палехские мастера наряду с масляной живописью все еще выполняли роспись темперой, в то время, как художники из других областей предпочитали работать только маслом.

    Как был спасен шедевр древней иконописи

    Софоновых нередко обвиняли и обвиняют сейчас в том, что, выполняя росписи, они нередко записывали древние фрески. Однако обвинение это не слишком справедливо. Как мы уже говорили, реставрации в современном понимании до конца XIX столетия просто не существовало: не было соответствующих технологий. Старые фрески чаще всего сбивали, в лучшем случае — «поновляли», то есть прописывали заново, стараясь максимально сохранить черты древней росписи. И именно палешанам принадлежит заслуга сохранения многих памятников древности.

    При реставрации Успенского собора г. Владимира произошла характерная история. Заказчик приказал сбить штукатурку, чтобы создать новую роспись. Мастера Софонова отказались выполнять это, пока древние фрески не будут изучены. Пригласили лучших специалистов, и те определили, что роспись принадлежит кисти Андрея Рублева... Так был спасен шедевр древней иконописи.

    Впрочем, сделав фотофиксацию, максимально точно сняв кальки, да еще и скопировав цвета акварелью, палешане все же дописали утраты и прописали старинную живопись заново. Конечно, позднее их стенопись была снята, а фрески Рублева раскрыты — но если бы не принципиальность палехских художников, раскрывать было бы просто нечего.

    Снимать кальку в натуральную величину со старинных росписей прежде, чем приступить к их поновлению, было общим правилом палехских мастеров. Тут сказался их характер — тяга к изучению старинного, уважение к древности. Благодаря этому для потомков были сохранены многие ценнейшие сведения.

    Хранители традиций

    Уже в советское время, в 40-е годы XX века, когда встал вопрос о реставрации соборов Московского Кремля, для этой работы пригласили палехских художников. К этому времени традиция темперной живописи в сочетании с искусством стенописи сохранилась едва ли не в одном лишь в Палехе. Палешанам удалось сберечь не только технику работы «яичными» красками, но и другие характерные особенности русской иконописи.

    Когда грянула революция и создание икон оказалось под запретом, палехские мастера нашли новое, необычное применение своему искусству стали создавать лаковую миниатюру. При этом они сохранили и условность изображения, и иконописное построение композиции, и «ассист» — по-особому наносимую тончайшими линиями позолоту...

    Взирая на хранимое в Палехском музее панно, изображающее сражение красноармейцев и белогвардейцев, невольно вспоминаешь ополчившихся против падшего духа архангелов; шкатулки, на которых тонкой кисточкой мастера прописаны беседующие парни и девушки, композиционно напоминают образ Благовещения...

    В конце XX столетия, когда иконописание стало возрождаться, многие художники приезжали в Палех, чтобы постичь сохраненное здесь древнее искусство. Не случайно в поселке открылись и свои иконописные мастерские: в местном художественном училище студентов учили и копировать древний образ, и работать темперой...

    Сегодня палехские мастера вновь работают по всей России: создают росписи, пишут иконы. Как и в XIX веке, в Палехе есть и небольшие, и крупные мастерские, при этом, что удивительно, почти все они в основе своей — семейные. Освоили и искусство, которым не владели предки — создание резных иконостасов. Продолжая проводить исторические параллели, заметим, что духовными наследниками Софоновых можно назвать мастерскую «Палехский иконостас» (кстати, предок ее основателя и руководителя, Анатолия Владимировича Влезько, был иконописцем у Софоновых).

    Это самая большая мастерская Палеха — здесь работает около 150 человек, число выполненных за пятнадцать лет работы иконостасов приближается к двум сотням. Почти все художники — выпускники Палехского художественного училища, продолжатели местной традиции. Работа ведется традиционно: мастера разделяются наличников, орнаменталистов, доличников... Иконы пишут темперой, натуральным сусальным золотом. Мастера «Палехского иконостаса» пишут и в канонической манере, и «фрязью».

    Их работы украшают храмы по всей России, но особенно известным стал проект по украшению Храма-Памятника во имя Всех святых г. Минска: это иконостасы и росписи верхнего и нижнего приделов, полностью разработанные интерьеры, утварь. Работают художники мастерской и над реконструкцией древних церковных интерьеров — например, в данный момент ведется интереснейшая работа по воссозданию иконостаса XVI столетия, принадлежащего храму в Боровске: ориентируясь на сохранившиеся в музее иконы, мастера возрождают древнюю святыню.

    Палех — «село-академия», как сказал публицист середины XX века Ефим Вихрев. Каждый десятый житель здесь — художник... Здесь живет душа России: творческая и близкая к природе, певучая и традиционная, трудолюбивая и молитвенная...

    Научный консультант: Ольга Александровна Колесова, искусствовед, хранитель фонда и заместитель директора по науке Государственного музея палехского искусства.


    Алина Сергейчук

    Журнал «Церковный благоукраситель» № 40 (осень 2013 г.), издательский дом «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос