Сотворение красоты

Дата публикации или обновления 11.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Свято-Троицкое братство: сотворение красоты

    Свято-Троицкое братство, известное православным людям во многих уголках России и далеко за ее пределами, расположено в маленьком провинциальном городке Щигры Курской области. За стремительно короткое время, чуть больше 15 лет, Братство достигло значительных творческих успехов в своей деятельности. Мастера изготавливают иконостасы, напольные и настенные киоты, троны на Горнее место, литийные и панихидные столы, престолы, жертвенники, аналои, стасидии, сени, гробницы, мощевики, иконы, полки для святых уголков и т.д. Славится щигровская мастерская и иконами, которые пишут ее мастера.

    Свято-Троицкое братство украсило своими изделиями более 100 храмов и монастырей; особо значимые из них: духовный центр Курской епархии - Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, называемый Русской Голгофой, Иверская часовня на Красной площади г. Москвы, Благовещенский Кафедральный собор в г. Воронеже, Владимирский скит на острове Валаам и многие другие. География изделий широка - это храмы и монастыри России и Украины, а также разных стран: Греция (Афины), Египет (Синай), Иерусалим, США (Сан-Франциско), Италия (Бари), Финляндия, Германия, Франция, Швеция.

    Начало Братству было положено в 90-е годы, когда Россия переживала сложный период политической и экономической перестройки и в то же время яркий духовный расцвет — возрождение Православия. Тогда открывались тысячи восстановленных и вновь построенных храмов, бурно развивалось церковное искусство. В приходе Щигровского Свято-Троицкого храма постепенно собирались люди, любящие церковную красоту, единомышленники: настоятель игумен Зиновий (Корзинкин) и его духовные чада, выпускники Хотьковского художественного училища, резчики по дереву, камню, кости, металлу, керамисты. Они решили потрудиться на благо Церкви. Храмы нуждались в восстановлении, приходы возрождали свою утраченную за годы атеистических гонений былую традиционную православную красоту.

    - Во время перестройки появились какие-то возможности осуществить задуманное, - вспоминает архимандрит Зиновий, - но не нашлось материальных средств. Начинали с нуля. Тогда станки были только на государственных предприятиях, которые не сотрудничали с Церковью. Мастера искали и находили решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях.

    Добрые начинания благословил архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий, в то время управлявший Курской епархией. С его молитвенной помощью была создана и начала успешно развиваться уникальная церковная организация - Братство, носящее то же имя, что и храм, под сенью которого оно родилось, — во имя Святой Троицы.

    Поначалу мастерили подручными приспособлениями, затем постепенно обзаводились техникой, станками. Каким-то образом об изделиях Братства узнавали люди. Одним из первых был иконостас в Москве в храме прп. Симеона Столпника на Новом Арбате. Следующей значительной вехой начального периода развития стали иконостас и церковная утварь в Свято-Успенской Святогорской лавре на Донбассе. Затем, когда коллектив заметно увеличился, окреп, когда овладели этим ремеслом новички, появился творческий опыт осмысления стилей выполняемых работ. Особое значение среди них отводилось иконостасам, ведь это - лицо внутреннего убранства церкви, доминанта ее интерьера. То, что видит перед собой вошедший в храм чел­век, должно погружать его в духовные размышления о Славе и Силе Божией, возводить душу к созерцанию Небесной красоты.

    Щигровский иконостас. Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г.Москва.
    Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.

    Мастера Свято-Троицкого братства все время старались поднимать планку своих творческих разработок, повышать сложность изделий, приобретать опыт проектирования и установки как многоярусных, так и маленьких, домовых иконостасов. Сфера их деятельности постепенно расширялась, об их трудах становилось известно в различных уголках России и за ее пределами.

    - В основе нашего труда, - рассказывает архимандрит Зиновий, - лежит любовь к церковной красоте. Христианская идея милосердия пронизывает деятельность Братства. Оно не забывает о благотворительности, старается помогать в украшении бедных сельских храмов, поддерживает различные проекты в образовательной сфере, в частности, помогает преподавателям основ православной культуры, малоимущим, больным и пожилым людям. Эта церковная организация постоянно высылает заключенным в российских тюрьмах посылки с продуктами питания, одеждой, медикаментами, духовной литературой, заботится о пациентах больниц, воспитанниках детского приюта.

    Можно удивляться, как стремительно и за короткое время вырос профессиональный уровень мастеров братства, было освоено творческое наследие древнерусских мастеров резьбы, иконописи. Щигровцы овладевают изготовлением иконостасов различных стилей XIV, XV, XVI веков, а затем и более позднего периода, - российского - XVII, XVIII, XIX столетий. Резные деревянные и позолоченные, они - не только повторение произведений предшественников - работ византийских и древнерусских резчиков, но и образцы современной интерпретации старинных традиций. Одно из лучших последних изделий - позолоченный иконостас в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни - творческое осмысление русского барокко на современном этапе. Его создатели - умельцы, не обучавшиеся в художественных вузах, но впитавшие идею Православия и сумевшие выразить ее языком церковного искусства, пребывают в постоянном творческом развитии.

    В основе мастерства - Божие благословение, постоянное духовное окормление правящего архиерея - архиепископа Курского и Рыльского Германа, его любовь и отеческая забота. В архипастырском благословении черпает силы руководитель братства архимандрит Зиновий (Корзинкин), который верит в творческий потенциал своих подопечных, создателей особого стиля резьбы по дереву. Этот стиль уже по праву можно назвать «щигровским». Отец Зиновий считает главным творческим импульсом у мастеров любовь к Православию, которая помогает искусно развивать наследие Святой Руси. У щигровских мастеров появились последователи во многих регионах России. Создаются крупные и малые мастерские по изготовлению иконостасов, что радует Братство, потому что в основе его создания изначально лежала идея широкого развития церковного искусства.

    Еще одним подтверждением высокого профессионализма Братства стало ежегодное участие во всех всероссийских и международных православных выставках последних десятилетий, откуда щигровцы постоянно привозят дипломы победителей.

    Свой опыт мастера передают детям. При храме действует воскресная школа, которую посещают около 60 девочек и мальчиков. Воспитанники бесплатно обучаются резьбе по дереву, столярному делу, иконописи у опытных наставников. А это значит, что у Щигровского Свято-Троицкого братства хорошая перспектива развития: подрастает новое поколение мастеров.



    Источник материала: журнал «Иконописец» № 3 (весна 2010 г.) издательства «Русиздат».
    В начало

     
    Rambler's Top100