Гармония красоты

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Гармония красоты.

    Кафедральный собор... Здесь чаще всего совершает богослужение правящий архиерей с сонмом духовенства и мирян, являя этим полноту и единство Церкви; сюда непременно заходят паломники, посещающие город. Да и люди, впервые решившиеся переступить церковный порог, нередко идут в самый большой и известный храм города.

    Убранству кафедрального собора уделяют немалое внимание, на него собирают обильные пожертвования, от чего не остаются в стороне и сильные мира сего. Но всегда ли главный храм города бывает гармоничным, уютным, наполненным богословской символикой?


    А цветы распускаются ночью.

    Тишина. Люди спят наконец,

    И никто не увидит воочью,

    Как творится природы венец.


    Раскрывается медленно к небу

    Венчик белых, святых лепестков,

    Размыкаются грубые листья,

    Свобождается дух от оков.


    Тишина... Здесь родится соцветье,

    Здесь покоя и света полны…

    Те цветы, что и в дня лихолетье

    Утешают людей, что шумны.


    Тех людей, что, метясь и беснуясь,

    Нарушдют творенья покой,

    Утешает, живит и врачует

    Нежный цвет, что рожден тишиной.


    Благовещенский кафедральный собор Воронежа по праву именуют духовным центром города. Здесь почивают мощи свт. Митрофана Воронежского — первого воронежского архиерея, сщмч. Петра (Зверева), частицы мощей свт. Тихона Задонского.

    Возрождение разрушенного во времена официального безбожия храма началось в 1998 г.

    Сегодня собор является архитектурным украшением города, а его внутреннее убранство радует взор продуманностью и гармонией. Иконостас, киоты, раки для мощей святых, убранство горнего места выполнены мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры. Резное дерево соседствует с природным камнем, оттеняется деликатными акцентами басмы и позолоты.

    Щигровский иконостас. Иконостас Благовещенского кафедрального собора, г.Воронеж.
    Иконостас Благовещенского кафедрального собора, г.Воронеж.

    Начинается богослужение, раскрываются царские врата, и взорам молящихся предстает внутренность алтаря. На горнем месте восседает архиерей, символизирующий во время службы Самого Господа. Как пишет прп. Симеон Солунский, «горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову».

    Горнее место в Благовещенском соборе украшено с должным благолепием. Сень, возведенная над ним, представляет собой кувуклию - небольшую часовенку внутри храма. Горнее место здесь в полной мере соответствует своему именованию: оно возвышено над уровнем пола на высоту трех ступеней. Помост выполнен из мрамора, а сень по стилю и исполнению подобна иконостасу собора: резное дерево местами оттенено позолотой и вставками из яшмы и малахита.

    Притягивают взор ажурные колонны, увитые резными позолоченными цветами, листьями, гроздьями винограда. Церковное искусство являет образ рая Божия, где цветение и плодоношение соседствуют, не сменяя друг друга, где нет места тлению и увяданию. Венчает сень крест криновидной формы — концы его напоминают по форме райские лилии. Крест — дивный цветок, приносящий плод Бессмертия...

    Композиция сени создает впечатление устремленности ввысь, ко кресту. Именно к нему направлено стремление тянущихся по колоннам золотых побегов, напоминающих о словах пророка Исайи о праведных душах: «яко искры по стеблю потекут», к нему направлены секторы золоченой резьбы, украшающие внешний и внутренний своды сени, перед ним, подобно свечам, сияют «огоньки» резьбы арок. Вписанная в пространство алтаря, сень придает ему особое величие и завершенность.

    Благовещенский собор вмещает до шести тысяч молящихся и занимает третье в России место по величине. Пространный внутренний объем требует особого внимания к своему обустройству, дабы помещение не получилось холодным, неуютным, не рассеивало внимание молящихся. Превосходным решением этой проблемы стал деревянный резной иконостас, выполненный мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры.

    Особенность этой алтарной преграды — в ее необычной форме. Центральная ее часть углублена внутрь алтаря. Это делает иконостас объемным и зрительно разделяет пространство, придавая ему некоторую камерность. При этом образуется обширный амвон, позволяющий духовенству свободно разместиться во время торжественных многолюдных богослужений. Царские врата обрамляет величественный полукруглый портал, украшенный резьбой и крупными пластинами памирского лазурита.

    В центре каждой пластины — ажурная резная накладка, покрытая позолотой. Композиция портала являет собой сияние, расходящееся от царских врат, символизирующее Нетварный свет Божественной Благодати, который незримо изливается на верующих от Престола. Портал царских врат привлекает взор глубокой синевой лазурита и золотом резьбы, напоминая об усеянном звездами вечернем небе, акцентируя внимание молящихся. Украшенную камнем арку обрамляет деревянная, где среди причудливых трав, возникших под резцом искусного мастера, угнездились райские птицы, за ней следует кажущийся невесомым ряд позолоченной резьбы.

    Природный камень, украшающий деревянный иконостас, — смелое и свежее решение, требующее от художника вкуса и чувства меры. Сочетание резного дерева, позолоты, камня четырех видов: малахита, лазурита, яшмы и мрамора, делают иконостас торжественным, нарядным и в то же время — чуждым излишней яркости.

    Обрамляющие киоты икон колонны из светло-розового мрамора, подобные стволам стройных молодых березок, подчеркивают устремленность ввысь, а украшенные яшмой тябла — напротив, создают горизонталь, напоминая своей зеленью о просторе русских полей и лесов.

    Алина Сергейчук


    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 33 (весна 2012 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос