Благолепие Дома Божия

Дата публикации или обновления 07.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Благолепие Дома Божия: нет ничего маловажного

    Как рождается внутреннее убранство храма? Подобно распускающимся на дереве цветам, на иконостасе появляются иконы. В отверстые Царские врата видно убранство алтаря: жертвенник, облаченный престол. Храм готов к освящению и службе. Но сколько еще предстоит, чтобы картина церковного благолепия обрела полноту и завершенность...

    Мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры с благоговением и мастерством подходят к созданию каждого предмета церковного убранства. Даже самый маленький пуфик, стоящий в храме, чтобы немощные прихожане могли дать отдых усталым ногам, может быть гармоничной частью интерьера, если он выполнен в том же стиле, украшен теми же мотивами, что и иконостас, киоты, аналои.

    Стасидии

    Есть версия, что в Византии в храмах повсеместно стояли стасидии, и молящиеся могли присесть. В России эта традиция не прижилась по различным причинам. Одна из них вполне прозаична: церквей в первые десятилетия по Крещении Руси удалось возвести не так уж много и были они невелики, так что верующие едва помещались в них стоя - о местах для сидения пришлось забыть.

    Зато в Греции и сегодня практически в каждом храме можно увидеть стасидии, расположенные вдоль стен, а то и в середине храма. Сегодня стасидии все чаще появляются и в русских церквях и особенно в монастырях. Строгие и чинные, дающие возможность не только сидеть, но и просто опереться, они придают храму особый колорит. Отдельно следует сказать об игуменских стасидиях - это уже не просто место для сидения, но символ власти и ответственности настоятеля монастыря.

    Именно поэтому наглавия игуменских стасидии украшают крестами, а нередко -и иконами: крест - напоминание о том, что руководство братией вверено настоятелю Самим Христом, что само руководство это - нелегкий крест; икона небесного покровителя обители -зримый знак связи земной и Небесной Церкви, заботы о монастыре его святого.

    Аналои

    Та же символика еще в большей мере присуща архиерейскому трону, стоящему на Горнем месте в алтаре. Он говорит и о данной Богом власти, и о крестной ноше архиерея, а икона Спасителя, осеняющая трон, указывает на Источник власти в Церкви, ее Небесного Главу. Неброская, но необходимая часть церковного интерьера - аналои. Их можно увидеть везде: в алтаре, на клиросе, в основной части храма. Важно, чтобы каждый аналой отвечал своему назначению. Переносной аналой чтеца легок и устойчив. Аналой на клиросе помогает правильно организовать пространство, дать каждому из певчих удобное место.

    На многогранном клиросном аналое, выполненном щигровскими мастерами, удобно положить богослужебные книги, при необходимости - укрепить лампы, а главное - его форма поможет певчим разместиться, не тесня друг друга. Внутри аналоя скрыты полки, где клирошанам будет удобно хранить книги. Аналои, на которых полагают иконы, особо значимы - это место, где почивают святыни. Об этом говорит их оформление, изящество и богатство резьбы.

    Проект убранства

    Условием создания гармоничного убранства храма можно назвать не только тщательный и творческий подход к созданию каждой его детали, но и продуманное расположение деталей друг относительно друга. Поэтому так важна работа художника, создающего проект церковного интерьера. Планируя оформление деталей храмового убранства, специалисты продумывают, где будет располагаться тот или иной предмет - от иконостаса до стасидии. Находясь на фоне алтарной преграды, киот, аналой или мощевик не должен заслонять его, создавать излишней пестроты, «утяжелять» интерьер.

    Великолепный пример работы проектировщика мы видим в убранстве собора Курской Коренной пустыни, созданном Свято-Троицким братством г. Щигры. Аналой, помещенный на фоне богато позолоченного белоснежного иконостаса, выполнен в той же цветовой гамме, но позолота его гораздо скромнее, что позволяет избежать вычурности и в то же время не дает аналою теряться на фоне иконостаса, сливаться с ним.

    Заметим, что щигровские художники создают гармоничные церковные интерьеры как «с нуля», так и для храмов, где уже есть иконостас. Во втором случае они проектируют детали интерьера в стиле существующей алтарной преграды, так что облик храма приобретает целостность и завершенность.

    Киоты

    Киоты, обрамляющие иконы, становятся логическим продолжением иконостаса. Выполненные в едином стиле, они формируют общее пространство храма. Помимо эстетической, киот выполняет важную практическую функцию - защищает образ от воздействий внешней среды: свечной копоти, прикосновений прихожан, перепадов температуры и влажности.

    Чтобы сберечь икону, а не повредить ей, киот должен соответствовать определенным требованиям: например, между иконой и стеклом должно быть определенное расстояние. Нередко киот не только защищает и украшает икону, но и указывает на ее значимость: чтимые образа обычно помещают в особенно торжественно украшенные киоты.

    Многие киоты фактически представляют собой небольшие часовенки. На это указывает форма многих киотов: резные колонны, завершение в форме крыши, а то и купола, увенчанного крестом, иногда - приступочка и сень, благодаря которым подошедший к образу оказывается в его пространстве, как бы наедине с иконой. Интересно, что в Греции и некоторых других странах эта традиция развилась еще более очевидно: вдоль дорог и во дворах, а также на лоне природы там устанавливают небольшие киоты в форме миниатюрных часовенок, внутри которых помещают иконы, чтобы путник мог помолиться перед ними.

    Святая рака

    Напоминает небольшую часовню и рака, в которой почивают мощи святого. Помост, сень, а внутри - ковчег со святыней. Впрочем, рака может и не иметь сени. Главное, что красота и тонкость ее убранства говорит о почитании, воздаваемом святому, а также помогает взирающим на нее постичь суть православной веры и обратиться в молитве к Богу и Его угоднику. Рака с мощами святителя Тихона Задонского, установленная в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа, проста и благородна.

    Искусно вырезанные мастерами Свято-Троицкого братства слова тропаря. Скромное украшение раки - процветший крест с орудиями Страстей Христовых, окруженный стилизованным резным венцом. Композиция лаконично говорит о тайне святости: о том, что Начало и Конец духовного пути христианина, Источник благодати и Подвигоположник - это Сам Христос; о том, что путь к спасению и освящению души - несение креста, и о том, что Крест ведет к Воскресению. Венец - символ победы, которую святой одержал над всеми искушениями и скорбями, за что и увенчался Небесной славой.

    Двери, окна и многое другое...

    Говоря о церковном убранстве, отметим, что важной его частью являются и такие детали, как двери, оконные переплеты, панели на стенах и радиаторах отопления, подоконники и т.п. Все это с любовью и искусством проектируют и выполняют мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры.


    Журнал «Благоукраситель», № 35, осень 2012 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100