Три класса аутогенной тренировки первой ступени
Курс первой аутогенной тренировки, или АТ-1, нередко делят на три «класса».
Первый — собственно приготовительный. Он содержит предварительную теоретическую и методическую информацию, абсолютно необходимую для понимания сути и техники аутогенной тренировки и в конечном итоге — для успешной тренировки.
Во второй включаются подготовительные релаксирующие и дыхательные упражнения, уже знакомые читателю, а также те из стандартных упражнений, которые действуют преимущественно на весь организм.
Упражнения третьего «класса» имеют более узкую задачу — воздействовать на отдельные органы или системы органов, чтобы нормализовать отдельные функции организма, улучшая управление ими, «опроизволивая» реакции, исходно непроизвольные. На этом основании третий «класс» АТ-1 часто называют направленной тренировкой органов.
Может показаться, что изложение первых двух «классов» АТ-1 слишком затянуто. Не пора ли, наконец, от теоретизирования перейти к описанию конкретных упражнений? Однако начать учиться сразу в третьем «классе», минуя первые два, невозможно.
И первый и второй «классы» аутогенной тренировки выполняют каждый свою весьма важную роль.
Оба они абсолютно необходимы.
Дело в том, что аутогенная тренировка является в высокой степени «аутогенной», то есть самостоятельной, и потому требует для своего выполнения от тренирующегося обязательных волевых усилий. Такой начальный волевой потенциал тем выше, чем яснее тренирующийся представляет себе задачу и пути к ее решению.
Следовательно, точное знание задачи стимулирует волю — ясно осознанная цель служит мощным волевым импульсом. При таком понимании информация, содержащаяся в первом и втором «классах» аутогенной тренировки, предстает не как скучное теоретизирование, а как крайне нужные сведения.
Несколько слов о приемах тренировки воли. Всего лишь несколько слов, хотя проблема воли для любого человека чрезвычайно значима. Здесь нет верхней границы, и никто не может сказать о себе, что у него достаточно сильная воля и большего ему не требуется. Но тот, кто регулярно заставляет себя планомерно выполнять некоторые действия, разумные в своей основе, но не дающие немедленных результатов (а именно это и делает каждый, кто регулярно занимается аутогенной тренировкой), тем самым уже упражняет и развивает свою волю.
Технология аутогенной тренировки построена так, что параллельно с выполнением простейших упражнений вегетативной регуляции дисциплинируются воображение и мышление, тренируется направленное внимание. Все это также способствует укреплению и развитию воли. Нет никакой необходимости в жестоких приемах закаливания воли, какие очень любят подростки. Нужно научиться не уступать себе в мелочах.
Именно в мелочах.
Но необходимо точно знать, во имя чего предпринимаются те или иные усилия.
Есть мудрая поговорка: «Посеешь ощущение — пожнешь мысль, посеешь мысль — пожнешь желание; посеешь желание — пожнешь поступок; посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу».
Аутогенную тренировку точно следует этой схеме.
Итак, начав с репродукции ощущения, можно формировать свою судьбу. Цель эта достаточно значима и вполне выполнима, если за нее взяться умело. В итоге получается: прежде чем сознательно влиять на свою судьбу, надо научиться управлять собственными ощущениями.
Как же этого добиться?
Далее: Цель аутогенной тренировки