Якубович Петр Филиппович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Якубович Петр Филиппович (псевдонимы: П. Я., Л. Мельшин, П. Ф. Гриневич, Матвей Рамшев и другие) родился 10(22).X.1860 г. в селе Исаево Валдайского уезда Новгородской губернии в небогатой дворянской семье — поэт, переводчик, литературный критик, участник народовольческого движения.

    В 1870 поступил в Новгородскую гимназию.

    В 1878 становится студентом филологического факультета Петербургского университета. Время учебы Петра Филипповича в университете было временем широкого развития революционного движения, временем созревания в России революционной ситуации. Войдя в среду революционно настроенного петербургского студенчества, он активно включается в революционное движение. К этому же времени относятся и его первые выступления в столичных журналах «Дело», «Слово», «Живописное обозрение».

    Так же осуществлял издание студенческого сборника «Отклик». Для сборника первоначально предполагались стихи Якубовича «Весенняя сказка», «В театре», «Упреки» («Битва жизни») и другие, но после вмешательства цензуры сборник вышел без наиболее острых политических произведений.

    В 1882 Якубович вступил в тайную организацию «Народная воля» с целью оживить ее работу, ослабленную арестами и гибелью многих ее членов. Участвовал в подготовке и редактировании печатных органов общества «Народная воля» и «Вестник «Народной воли», где за подписью «Якубович» были напечатаны его стихи:

    «Я пою для тех, чьи души юны»,

    «Упреки» («Битва жизни»),

    «Друзья, в тяжелый миг сомненья...»,

    «О, подлое, чудовищное время...» и другие.

    В ноябре был арестован и через три года приговорен к смертной казни, замененной 18 годами каторги. В это время в Петербурге выходит под псевдонимом Матвей Рамшев первый сборник его стихотворений и переводов. Каторгу отбывал на Каре и Акатуе. Впечатления поэта от невыносимо тяжелых страданий народа в условиях каторги легли в основу книги очерков «В мире отверженных».

    В 1895 переведен на поселение в г. Курган под надзор полиции; здесь представилась возможность возобновить литературные связи с журналами.

    Последние годы жизни прожил в Петербурге.

    В период первой русской революции Петр Филиппович вновь подвергся аресту и тюремному заключению, откуда вышел с сильно подорванным здоровьем. До конца жизни он заведовал отделом поэзии народнического журнала «Русское богатство».

    Поэтическая деятельность Якубовича началась в период самоотверженной, героической борьбы народовольцев с самодержавием. Ранняя лирика поэта, ставшего активным участником революционного подполья, отражала настроения передовой русской молодежи, стремившейся оказать посильную помощь угнетенному народу. Тема подвига, совершенного во имя освобождения народа, а в более поздних стихотворениях — во имя отмщения за гибель своих товарищей, братьев по борьбе, проходит через все его творчество. Эти мотивы звучат уже в первых произведениях, напечатанных в «Деле», «Отечественных записках» и др. легальных журналах. Особенно отчетливо проявились они в стихотворениях, первоначально предназначенных для сборника «Отклик», а также опубликованных в «Вестнике «Народной воли» (1884, № 4).

    Готовность жертвовать всем ради великого дела поэт считает свидетельством крепости духа, искренности и преданности революции. Готовность эта в полной мере присуща нарисованному им образу революционера. Образ бесстрашного борца, ведущего свою родословную от героя декабристской поэзии и от «народных заступников» Некрасова, в творчестве Якубовича приобретает иную окраску. Поэт усилил в нем черты героизма и жертвенности. Герой его произведений глубоко чувствует свою оторванность от народа, но он готов на подвиги, готов «идти на крестные страданья». Воспевание героического подвига, мести за кровь погибших борцов в его произведениях меньше всего можно считать апологией, прославлением террора как метода борьбы. Понятие «месть» имело в его творчестве более широкое значение, равносильное понятию «борьба». Для поэта важно было запечатлеть героизм народников; прославляя их подвиги, он стремился передать пафос борьбы против самодержавия, воодушевить и укрепить поредевшие ряды борцов.

    Долгие годы каторги и ссылки не сломили его революционного духа, не погасили его веры в конечную и неизбежную победу народа над самодержавием. В произведениях этих лет отразились его тягостные мысли об ошибках прошлого, раздумья о правильности пути, по которому шли революционеры-народники, об избранной ими тактике борьбы, которая не принесла ожидаемых результатов («Сегодня я всю ночь не мог очей сомкнуть», 1892; «Пускай обвиняют, клевещут, бранят», 1892). Назревавший было идейно-творческий кризис разрешился, однако, осознанием ведущей роли народа в освободительной борьбе. В условиях сибирской каторги, воочию убедившись в невыносимой тяжести народных страданий, поэт пришел к мысли о неизбежности народной революции в России («Облако», 1892; «В голодный год», 1892). Народ, ради освобождения которого вели свою героическую борьбу народовольцы, предстает теперь в стихотворениях Якубовича П.Ф. как самостоятельная сила, способная сама освободить себя от оков самодержавия. В его стихах появляется образ рабочего («Кузнецы», 1893).

    Тема народных страданий, мотивы борьбы народа и освобождения родины становятся наиболее существенными и важными мотивами его творчества последних лет. События первой русской революции, Девятое января, волнения крестьян, боровшихся за землю, находят свое отражение в стихах Якубовича

    «Красный снег», 1905;

    «Чуть утро шелестом разбужен я газет...», 1906;

    «Земля», 1907— 1908.

    Творчество Якубовича Петра Филипповича крепкими нитями связано с традициями русской гражданской лирики, оно развивалось в русле поэзии революционного народничества, воспринимая ее стилевые особенности, ее романтический пафос. Определенное влияние оно оказывало и на формирование ранней пролетарской поэзии.

    В тесной связи с основным направлением творчества Якубовича П.Ф. развивалась и его довольно интенсивная переводческая работа. Она в значительной степени способствовала повышению поэтического мастерства, обогащала его поэтическую палитру новыми красками. Произведения Сюлли Прюдом и Шарля Бодлера, по-своему истолкованные, использовались поэтом для выражения в легальной печати дум и настроений русской интеллигенции, душевного состояния человека, ощущающего в себе стремление к борьбе и с болью сознающего свое почти полное бессилие.

    Широкой известностью пользовались литературно-критические работы Якубовича, посвященные творчеству Некрасова и современных поэтов («Очерки русской поэзии», 1904).

    Умер 17(30).III.1911 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100