Лейкин Николай Александрович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Лейкин Николай Александрович родился 7(19).XII.1841 г. в Петербурге в купеческой семье — писатель-юморист.

    Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.

    В конце жизни состоял одним из влиятельнейших членов Петербургской городской думы.

    С 1882 редактирует юмористический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.

    В последние годы Николай Александрович — удачливый делец, богатый человек, автор десяти томов сочинений, включающих более 10 тысяч юмористических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.

    Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.

    С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится постоянным сотрудником «Петербургской газеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонародного петербургского быта. Эти «сцены» составили затем содержание наиболее популярных сборников Лейкина, которыми увлекался юный Чехов:

    «Где апельсины зреют»,

    «Цветы лазоревые»,

    «Наши забавники»,

    «Неунывающие россияне»,

    «Шуты гороховые»,

    «Наши за границей» (более 10 изд.),

    «Саврасы без узды».

    Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:

    «Привыкать надо»,

    «Медаль»,

    «Кум пожарный».

    На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты нескладного быта обитателей «темного царства» — купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину, открыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь — повесть «Биржевые артельщики». Но либеральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 — 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого балагура.

    Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Подписчик на «Осколки»,— пишет Лейкин,— особенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шуточных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьезной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу веселящихся обывателей, стал осторожен и лишен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.

    Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых людей и навсегда вошел в историю литературы покровительством и помощью, оказанными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремления писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Чехова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой несомненный дар юмориста с хорошим чутьем языка на шутливое бытописание, носящее откровенно зубоскальский и беззлобный характер.

    Умер 6(19).I.1906 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос