Фигнер Вера Николаевна
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Фигнер Вера Николаевна родилась в 1852 году в дворянской семье — поэтесса, участница народовольческого движения.
Родители были родом из Мамадышского уезда, Казанской губернии.
Закончила в Казани институт, затем вместе с группой русской революционно настроенной молодежи училась на медицинском факультете Цюрихского университета. В кружке русских женщин-студенток (С. Бардина, сестры О. и В. Любатович, Б. Каминская и другие) дополнительно изучалась политэкономия, история социалистических учений и революционного движения в европейских странах.
По возвращении в Россию Вера Николаевна вступила в кружок «сепаратистов», связанный с тайным обществом «Земля и Воля».
В течение трех лет работала фельдшерицей в селах Саратовской и Самарской губерний, используя свою работу для просветительной и социалистической пропаганды среди крестьян.
В 1879 участвовала в Воронежском съезде «Земли и Воли», на котором из-за разногласий по вопросам тактики революционной борьбы это тайное общество разделилось на две самостоятельные организации — «Черный передел» и «Народную волю». Фигнер вместе с Н. Морозовым, С. Перовской, А. Желябовым и другими вошла в Исполнительный Комитет «Народной воли», объединившей сторонников террористической тактики. После разгрома народовольческого движения она прилагала немало усилий для восстановления ослабевшей «Народной воли».
В 1883 была арестована и приговорена по «процессу 14-ти» к смертной казни, замененной пожизненной каторгой.
В течение 20 лет находилась в Шлиссельбургской крепости, где впервые начала писать стихи.
В 1904 отправлена в ссылку в Архангельскую, затем Казанскую губернии и Нижний Новгород.
После первой русской революции эмигрировала и до 1915 жила за границей.
В 1906 в Петербурге вышел сборник ее стихов. После Октябрьской революции занималась литературной работой, писала воспоминания, участвовала в работе Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, подготовила к печати собрание своих работ и стихотворений.
В лирике Фигнер Веры Николаевны, как и в стихах других политзаключенных, развивались мотивы, наметившиеся в поэзии революционного народничества народовольческого периода. Основным содержанием стихов Фигнер, как и других поэтов-узников (Н. Морозова, И. Поливанова, Ю. Богданович, Ф. Волховского и др.), были думы и чувства политзаключенного, оторванного от борьбы, мечтающего о вольной жизни, рвущегося на волю, чтобы продолжить борьбу за освобождение народа. Преобладающее поэтическое настроение своей тюремной лирики поэтесса так характеризовала в письме к П. Ф. Якубовичу: «Чего-чего не было за это время! И настроение христианской мученицы, готовой все снести с кротостью агнца... и ярость пантеры, заключенной в клетку и грудью и когтями бьющейся в ней в порыве неутомимого желания свободы... и бесконечная снежная пелена, когда все застыло, все успокоилось, и началось существование «без настроения», без острого страдания, без мук от сознания своих сил и своего бессилия...» (Полн. собр. соч., т. IV, с. 242).
«Настроение христианской мученицы» отразилось в стихотворениях
«Библия»,
«Уж двадцать месяцев в тюрьме...»,
«Когда в неудачах смолкает борьба...» и др.
Но в стихах Фигнер В.Н. звучала и уверенность в победе того дела, которому она отдала свою жизнь. В первом же своем стихотворении, дружеском послании Г. Лопатину, она ободряет товарища по борьбе и страданиям, стремится укрепить его силы, разжечь потухающую веру в будущее. Фигнер рисует образ стойкого революционера, не сломленного годами заключения («Памяти Баранникова»), вселяет бодрость, революционную непреклонность, выражает твердую веру в то, что принесенные революции жертвы не напрасны («Товарищу в неволе»), что скоро настанут другие времена и народ свергнет ненавистное иго самодержавия.
Умерла в 1942 г.