Святой Климент
Святой Климент.
За распространение Христова учения, за вдохновенную и созидательную проповедь в Инкермане святой Климент в 101 г. повелением императора Траяна был утоплен в Черном море с якорем — «безопасным и крепким» символом надежды для души (Послание к евреям апостола Павла, 6: 18-19).
Обретенное верными учениками священномученика Климента Корнилием и святым Фивом тело опочивало нетленным в подводной пещере — в Ангельской церкви. Соловецкие монахи выразительно назвал эту усыпальницу «вертепом». В течение нескольких столетий отступало море на семь дней, открывая дорогу для приходящих к Климентовским мощам, благолепно лежащим в морской глубине.
В славянском Климентовском житии XV в. сказано: «.. .и вошедше посуху людие обретоша во образ церкви мраморяны храмину от Бога уготовану, и ту в раце положено бысть тело св. Климента». Святой епископ Херсонский Ефрем в «Сказании о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента» писал, что «чудодействуется здесь нечто дивнее чуда Моисеева». Страдальческая кончина великого подвижника Дела Христова запечатлена в «Мученических актах святого Климента», известных с IV в.
30 января 861 г. один из святых братьев Солунских равноапостольный Кирилл, шедший через Херсонес на проповедь Слова Божия в Хазарскую землю, в нынешней Казачьей бухте Севастополя обрел «блаженные члены» священномученика Климента и положил их в кафедральном соборе города. В конце 867 — начале 868 гг. часть нетленных Климентовских мощей святые просветители славян Кирилл и Мефодий перенесли в Рим в Свято-Климентовскую базилику, по преданию построенную на месте дома епископа-мученика.
В 988 г. крестившийся в Херсонесе Таврическом (или Корсуни по русским летописям) равноапостольный Великий Князь Владимир Святославич забрал с собой в стольный град Киев благоуханную честную главу святого Климента и положил ее в Десятинную церковь. Причем как святой просветитель славян Кирилл, так и святой креститель Руси Владимир упокоение нашли у мощей своего Небесного покровителя священномученика Климента: первый — в римской базилике Сан Клементе, второй — в Успенской Десятинной церкви, названной побывавшим в Киеве в 1015 г. Титмаром Мерзебургским «Климентовским храмом».
Как писал в 1861 г. настоятель Инкерманской киновии иеромонах Ефрем, «святой Климент в мощах своих был свидетелем крещения князя Владимира и сопровождал его в Киев, как бы в показание того, что святая Вера, преданная нашему отечеству, есть та самая, которую за девять веков пред тем этот Апостольский муж распространял в Риме и в южных приделах нынешней России».
Глубоко промыслительно, что основные этапы подвижнического служения ученика апостола Петра — страдальческая ссылка, мученическая кончина, обретение его мощей — свершились на канонической территории Русской Православной Церкви: в Инкермане и Херсонесе Таврическом.
Атриум базилики Сан Клементе в Риме.
Как сказано в памятнике письменности XI в. «Слово на обновление Десятинной церкви», «его, церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих».
Всеславный Климент был поставлен Господом на духовное просвещение Российской державы, и нетленные мощи его некоторое время были одной из первозначимых отечественных святынь.
Интерьер базилики Сан Клементе в Риме.
Потому построенные в его честь храмы издревле украшают Русскую землю. Это и новгородская церковь 1519 г., и псковская XVI в., и одна из самых красивых соборных церквей Москвы — Свято-Климентовская, возведенная в середине XVIII в. Не сохранились или находятся в руинах Климентовский собор в Старой Ладоге 1153 г., Херсонесская соборная базилика IV—VII вв. с приделом в честь Климента и Климентовский Драчилов монастырь в Пскове, существовавший уже в 1240 г.
Далее: Древний Инкерман