Настоятель Инкерманского монастыря архимандрит Тихон
Настоятель монастыря архимандрит Тихон.
В киновии молились: 5 июля 1867 г. — Великий Князь Алексей Александрович;
13 октября 1871 г. — Император Александр III, будучи тогда Цесаревичем, с супругой Марией Федоровной и Великим Князем Николаем Александровичем;
24 июня 1872 г. — Великая Княжна Мария Александровна;
7 ноября 1888 г. Императрица Мария Федоровна с дочерью Великой Княжной Ксенией Александровной, в сопровождении свиты, провела день в Свято-Климентовском монастыре;
24 августа 1898 г. Император Николай II с Императрицей Александрой Федоровной, в сопровождении Великого Князя Алексея Александровича и свиты, подробно осматривали все монастырские храмы;
17 сентября 1911 г. Государь-мученик Николай Александрович с дочерьми Великими Княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией посетили Инкерманскую обитель и древний пещерный Скорбященский храм, воссозданный к полувековой годовщине первой обороны Севастополя, где на мраморной плите оставили свои подписи.
![Колокольня Инкерманского монастыря. Колокольня Инкерманского монастыря.](../picture/ukraina/inkermanskiy_monastyr_kolokolnya.jpg)
Колокольня Инкерманского монастыря.
Венценосные особы были щедры на пожертвования киновии. Например, Император Александр II передал на поминовение убитых под Севастополем в Крымскую кампанию билет Государственного банка на 1000 рублей. Он же подарил Инкерманской обители три акции общества Рижско-Динабургской железной дороги, стоимостью 375 рублей.
Через Таврическую Духовную консисторию от Императорского дома киновия получила в 1868 г. девять акций Главной конторы Русского общества пароходства и торговли на сумму 1350 рублей и три билета Государственного банка на 400 рублей. Высочайшим повелением Императора Александра II обитель получила 256 десятин земли. В 1897 г. казна отпустила в собственность монастыря дачу «Айтодорскую» в 20 верстах от Инкермана — с прекрасным источником воды и сосновым лесом (рядом с Терновкой), где при настоятеле архимандрите Иакове был возведен храм во имя Преображения Господня (Спасский скит).
Настоятелем монастыря являлся архимандрит Тихон (Богуславец, ум. 1950). Митрополит Вениамин (Федченков, ум. 1961), в феврале 1919 г. хиротонисанный во епископа Севастопольского — викария Таврической епархии, в книге «Божий люди» писал об отце Тихоне: «Родился в простой семье, получил техническое образование. Был на военной службе — моряком на корабле, участник в заграничном плавании. С детства имел дар воздержания... Среди моряков выделялся своим целомудрием. Офицеры любили его за чистоту, целомудрие, честность, во всем сдержанность и исполнительность.
По окончании военной службы он поступил в монастырь близ Инкермана возле Севастополя.
Игумен, желая испытать Тимофея, подвел его к уборным, приказал очистить их.
— Где черпак и ведро? — спросил он.
И в своем чистом костюме принялся за дело. Игумен сразу принял. 60 лет о. Тихон — такое имя дано было при постриге — провел в иноческом чине...
Из Инкермана он переведен был игуменом в Георгиевский монастырь, в 11 верстах к востоку от Севастополя, на спуске горы к Черному морю. Но потом он снова возвращен в Инкерманский монастырь, где жил в пещере, вырубленной в каменной скале... Во время гонений на христиан о. Тихон удален был и отсюда... последние годы жил в Симферополе. И все время тосковал по монастырю.
— В монастыре тебя в Царство Небесное в спину толкают, — говорил он.
Он был духовным сыном оптинского старца, о.Амвросия...
В последние годы, когда в Крым был назначен известный ученый-хирург, архиепископ Лука, о. Тихон был его духовником и назначен духовником всей Крымской епархии. Он очень чтил его. Узнав о смерти старца, архиепископ Аука бросился в слезах ему на грудь со словами:
— На кого ты меня оставил?»
В речи на отпевании архимандрита Тихона архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий, ум. 1961, причислен к лику святых) сказал: «В молодости своей он жил обычной мирской жизнью, был много лет матросом.
Он жил среди матросов, далеких от телесной и духовной чистоты, нравственным, чистым, полным благочестия.. . Ушел с кораблей морских в монастырь.
Он был игуменом знаменитого Инкерманского монастыря, руководил жизнью монахов и был примером благочестия, молитвы, кротости, духовного углубления. Когда закрыт был монастырь, он поселился в Симферополе в одинокой келье... А в Симферополе к нему постоянно шел народ за богомудрыми советами, за утешениями в скорбях своих. Народ шел к нему, ибо народу никто так не нужен, как подобные преставившемуся молитвенники о земле русской».
Далее: Инкерманский монастырь в годы гражданской войны