Не поверю, пока не увижу?
«Вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Апостол Павел
Следующее воскресенье после Пасхи Святая Церковь называет Антипасхой, то есть «вместо Пасхи».
Как окончание Светлой седмицы, этот день празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
В этот день вспоминается явление Господа апостолу Фоме, случившееся через неделю после Воскресения.
Фома не был с апостолами в день Воскресения, когда Господь явился ученикам.
И не поверил радостным рассказам апостолов, видевших распятого Учителя воскресшим: «Если не увижу – не поверю».
Через неделю ученики собрались все вместе, и тогда сквозь запертые двери явился Христос и сказал Фоме: «Тронь, осязай Меня, убедись...»
Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»
И Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали».
***
«Фома неверующий» – так говорят о людях, которые ничему не верят на слово. Но таковым ли был сам апостол? Возможно, он отличался некоторым упрямством характера.
Но он не поверил не потому, что считал апостолов лжецами, а потому, что считал Воскресение невозможным.
Фома был пламенным последователем Учителя. Когда Христос собрался в Иерусалим, услышав о болезни Лазаря, из апостолов лишь он один готов был следовать за Спасителем, несмотря на смертельную опасность: «Пойдём и мы умрём с Ним!» (Ин. 11: 16).
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Учителя невозвратна.
Упав духом, Фома не мог поверить рассказам других учеников о Его славном Воскресении: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).
Когда на восьмой день после Своего Воскресения Спаситель явился Фоме, желая утвердить апостола в спасительной вере, то предложил ему увериться в происходящем прикосновением к ранам, сказав: «Не будь неверующим, но верующим».
В Евангелии не говорится, действительно ли Фома осязал язвы Господа, но вера возгорелась в нём таким ярким пламенем, что он вос кликнул: «Господь мой и Бог мой!»
Согласно Церковному Преданию, Фома впоследствии сделался одним из ревностнейших проповедников Слова Божия, обойдя с проповедью почти всю землю и основав Христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Свой славный апостольский путь он увенчал мученической кончиной.
***
Уверение святого апостола Фомы должно стать для нас спасительным уроком.
Для одного человека – Фомы – Господь не отказался снизойти и показать Себя, чтобы спасти одну душу неверующую; так и мы не должны презирать ни одного, даже самого малого.
В назидание всему человечеству Господь говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». И сказал
Он это не с тем, чтобы лишить Фому блаженства, но чтобы утешить не видевших.
Ведь Бог познаётся не философией и не доказательствами.
Лучший путь обретения веры – это доверие Слову Божию и жизнь по Евангелию, когда через постоянное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих человек приходит к осознанию, во первых, своего бессилия, а, во вторых, своей нужды в Спасителе.
Тогда-то и является ему помощь Божия!
Насколько очищается сердце, настолько и познаётся Бог.
Таисия Подмарёва
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 5 (170) май 2013 г.