Дисциплина или послушание?

Дата публикации или обновления 24.04.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Дело в том, что под словом «послушание» могут подразумеваться совершенно разные вещи.

    С одной стороны, «послушание» – это такой образ жизни послушника в древних монастырях, при котором он добровольно отказывалcя от проявления собственной воли и поступал в полное повиновение старцу – человеку, не только(!) преуспевшему в духовной жизни, но и получившему от Бога дарование руководить другими.

    Этот момент особенно важен, ибо святые отцы указывают, что само по себе духовное преуспеяние без «дара рассуждения» недостаточно для руководства ближних в деле спасения.

    Такое послушание – удел древности, о чём пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его».

    Такое послушание невозможно без старца и, даже если старец есть, затруднительно при отсутствии возможности непрестанного жительства при нём.

    Однако, как известно, спрос диктует предложение. Поиграть в духовных наставников – соблазн серьёзный. О таких горе старцах писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «... душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть».

    К сожалению, сознательно или по неведению в настоящее время зачастую путают духовное послушание с дисциплинарными «послушаниями». В реальной церковной жизни, особенно в монастырях, слово «послушание» закрепилось за всеми видами работ. Куда паломника или послушника ни пошлют работать – всюду он «на послушании».

    В такой терминологии нет ничего страшного, если помнить, что такое духовное послушание (о чём было написано выше) и что такое дисциплинарное послушание, и не смешивать эти два разных понятия. А смешивают их нередко!

    Нужен ли современному христианину путь послушания в том виде, в каком он был у древних послушников? Такой путь оказывался недоступен для мирян даже в цветущие времена христианства!

    Нужен ли современному христианину духовный руководитель?

    Он был нужен всем и всегда. Вопрос в том, а есть ли возможность его обрести?

    «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучениями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) более ста лет назад. – Постарайся найти хорошего добросовестного духовника. Если найдёшь его, – и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».

    Как видно, святитель Игнатий чётко разграничивает духовничество (исповедь) и духовное руководство.

    На исповеди человек кается в грехах, а не просит совета.

    Святитель Игнатий указывает на путь христиан нашего времени. Путь этот называется «жительством по совету». Он предполагает активные усилия человека по изучению Святых Отцов, искреннюю молитву к Богу о вразумлении и осторожный совет с теми, кого считает идущими путём спасения. Совет, в свою очередь, должен сверяться со Святыми Отцами.

    Человек, с которым можно советоваться, не обязательно должен быть монахом или священником. Он должен быть искренним христианином, преуспевшим в духовной жизни.

    «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований», – говорил святитель Игнатий, и нельзя с ним не согласиться!

    По материалам статьи игумена Игнатия (Душеина) «Что такое послушание?»


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (105) апрель 2008 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос