Внутреннее убранство

Петропавловского собора

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловская крепость.
    Внутреннее убранство Петропавловского собора.

    Внутри собор поражает прежде всего громадностью церковного зала, делящегося на три нефа двумя рядами пилонов. Пилонами поддерживаются квадратные куски мощного антаблемента, на которые опираются арки, служащие, в свою очередь, опорами крестовых сводов и парусов под барабаном. Центральный неф немного шире боковых. Барабан, прорезанный окнами и перекрытый куполом, высится над центральным нефом между четвертой и пятой (считая от западного входа в собор) парами пилонов.

    На стенах собора — соответствующие пилонам пилястры. Пилястры поддерживают мощный антаблемент, протянутый по всем стенам (кроме задней поперечной — западной). Этот окаймляющий собор внутри антаблемент находится на той же высоте, что и куски антаблемента, покоящиеся на пилонах, и имеет такой же рисунок; на него опирается часть арок, служащих опорами крестовых сводов.

    Органичными элементами композиции соборного интерьера являются как иконостас, делящий собор внутри на две поперечные части — среднюю часть и алтарь, так и находящаяся в алтаре надпрестольная сень. Общая композиция соборного интерьера в соответствии с основными задачами церковной архитектуры барокко должна была увлекать вошедшего вперед, к иконостасу и алтарю, освещаемым льющимся из-под купола светом. У этой композиции немало аналогов в итальянских, швейцарских и южногерманских церквах XVII — XVIII веков.

    Пилоны и пилястры собора расписаны под цветной мрамор, и их венчают золоченые капители с херувимами. В сводах центрального нефа помещены живописные плафоны с изображением херувимов и ангелов, держащих орудия пыток, которым подвергали Христа перед смертью; в сводах боковых нефов помещены живописные плафоны с изображением ангелов, держащих предметы, употребляемые при православном архиерейском богослужении (этот сюжет, по-видимому, появился здесь потому, что собор долго был кафедральным), и большие изображения восьмиконечных звезд. Кроме того, своды украшены гуртами, росписью, филенками различных форм.

    Сейчас своды сохраняются в том виде, какой они приобрели в 1870-х годах. Под сводами висят пять больших хрустальных люстр. В парусах под барабаном помещены лепные изображения летящих ангелов, поддерживающих спускающиеся сверху завесы. Основание барабана украшено большими лепными изображениями херувимов, росписью и прапорцами, а сам барабан — кронштейнами, пилястрами и антаблементом, на который опирается свод перекрывающего барабан, купола. В барабане помещены в двух ярусах картины, созданные в 1877 году.

    На восьми картинах нижнего яруса изображены различные евангельские сюжеты, на восьми картинах верхнего — праотцы. Роспись в куполе изображает Святого Духа в виде голубя с расходящимся от него сиянием. Она была создана в 1756— 1757 годах и неоднократно обновлялась. Над большими прямоугольными окнами собора помещены лепные изображения херувимов и урн с пламенем; в боковых обрамлениях окон применены волюты. Лепные изображения херувимов помещены и над двумя овальными окнами в средней части. Наконец, лепные изображения херувимов обрамляют овальное окно в алтаре. В обрамлениях окон и дверей западной (задней) стены, возведенной после пожара 1756 года, использованы такие, не встречающиеся в декорировании других частей собора, элементы, как скрещенные ветви, гирлянды, раковины.

    Своеобразно — массивным лепным венком — декорирован и свод притвора, находящегося прямо под колокольней. На стенах собора, под арками сводов, помещены восемнадцать больших картин с изображением новозаветных сюжетов (на всех стенах, кроме западной, эти картины "стоят" на антаблементе, окаймляющем собор изнутри). Картины, находящиеся на боковых стенах средней части собора и на боковых стенах алтаря, помещены в лепные декоративные обрамления, которые по своим очертаниям несомненно преднамеренно были уподоблены аттику восточного фасада собора.

    Картина на восточной стене алтаря помещена в богатое лепное обрамление, изображающее облака, лучи расходящегося от картины сияния и летящих ангелов. У картин на остальных стенах лепных обрамлений нет.

    Семь из восемнадцати картин, находящихся сейчас под арками сводов, были написаны в 1728—1731 годах тремя художниками — русскими В. Игнатьевым и А. Матвеевым и швейцарцем Г. Гзеллем. Благодаря своей реалистической манере, новой для России XVIII века, картины, написанные этими художниками, стали выдающимися произведениями русской живописи. Остальные одиннадцать картин относятся к периоду второй половины 1750-х — начала 1780-х годов (они сменили прежние, пострадавшие во время пожара 1756 года) и представляют меньший интерес.

    Кроме восемнадцати картин, о которых шла речь выше, в алтаре, у восточной стены, под овальным окном, находится большой живописный запрестольный образ. Лучшее украшение интерьера собора — иконостас и надпрестольная сень — дар собору Петра I и его супруги и преемницы на российском престоле Екатерины I. В общих чертах иконостас и сень спроектировал Трезини, а изготовляли их в 1722—1727 годах из мягкого липового дерева в Москве (липа тогда в Петербурге и его окрестностях не росла) под руководством архитектора И. П. Зарудного, самостоятельно разработавшего проект Трезини в деталях.

    Иконостас и сень доставили в Петербург в виде отдельных частей и установили в соборе в 1729 году. Сорок три иконы для иконостаса и иконы для сени писала в Петербурге в 1727— 1729 годах вызванная сюда группа московских живописцев, которую возглавлял А. Меркульев.

    Далее: Иконостас Петропавловского собора
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос