Становление общечеловеческих ценностей

Дата публикации или обновления 15.04.2023

Рассматривая на протяжении всей книги свод естественно-научных и культурологических данных, отражающих многообразие социоприродных измерений человека, мы стре-мились обосновать ту мысль, что размышления о человеке, выступающем в разнообразных ипостасях, которые в совокупности образуют живой лик, вечный образ человека, — это постоянная, неизменная проблема и науки, и духовно-культурной деятельности в целом. Использование данных из различных областей знания показывает, что живой лик человека сосредоточивает в себе определенный тематизм, как обозначил это явление философ науки Дж. Холтон.

Поиск путей становления человека в качестве антропокосмического существа составляет глубинное содержание современных исследований в науках о природе и о духе, современной духовно-культурной деятельности.

Уникальная дополнительность таких искании, сочетание современного научного и технологического развития с культивированием традиционных ценностей реализуются, как уже отмечалось, в той или иной степени в странах азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего в Японии. Следует признать, что эта взаимодополнительность пафоса знания и этического и эстетического императивов реализуется в плоскости, совершенно отличной от той, которую культуролог Р. Бенедикт определила как сочетание "меча и хризантемы". Речь идет о создании основ будущей глобальной цивилизации, требующем не конфликта и экспансионизма, а динамичного, органичного развития, опирающегося на традиционные ценности и соответствующую экологию культуры. Рассмотренные выше данные свидетельствуют, что именно человек являет собой вечную проблему во всех сколько-нибудь развитых и оригинальных культурах.

При этом проблему представляет не только сам человек, но и вся хозяйственная и производственная деятельность, которой он занимается все интенсивнее. Поэтому адвокат по арбитражным делам никогда не останется без работы, ведь спорные вопросы в отношениях между огранизациями и индивидуальными предпринимателями как возникали, так и дальше будут регулярно всплывать в процессе предпринимательской и любой другой экономической деятельности.

Известный немецкий писатель, мыслитель и культуролог Т. Манн, стремясь определить суть наиболее глубоких духовных исканий, характерных для средиземноморского, а отчасти и индоевропейского в целом ареалов культур, в первом "Прологе" к романному циклу "Иосиф и его братья" говорит о том, что "первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его". В этом смысле размышления человека о самом себе являются, по словам писателя, "колодцем глубины несказанной", и именно несказанная глубина лежит в основе представления о вечной проблеме, о тематизме человека.

Вместе с тем, анализируя культурные традиции средиземноморского ареала и взаимодействия этих традиций (древне-иранский авестизм, ветхозаветную библейскую традицию, манихейство, эллинизм, гностицизм, а также различные их модификации), Манн выделяет совокупность основных представлений о природе человека, или архетип, который явился итогом их многовекового становления. Это было представление о первом, или совершенном, человеке, якобы созданном до начала мира в качестве символа человечества. Особенносгь этого первого человека состояла в том, что он являлся созданием из космического чистого света (может быть, здесь как раз имелось в виду то, что сейчас мы называем полевыми основами?). Схождение такого человека в земной мир обусловило двойственность его природы, сочетание в ней небесных, космических свойств, таких как изначальная свобода, и тягостной прикованности к "дольнему миру".

Окончательную философскую формулировку эти многообразные мифолого-религиозные представления о человеке и его положении в мире получают в неоплатонизме. Основное содержание неоплатонизма было разработано уже Плотином (III в. н.э.), который оказал сильнейшее влияние не только на античную философию, например воззрения Прокла, но и на христианскую, в частности на систему взглядов представителей александрийской школы Климента и Оригена, а также Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита. Воззрения последнего, в свою очередь, решающим образом повлияли на становление византийского онтологизма и тем самым на тысячелетнюю традицию духовно-культурной деятельности в России.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск. Изд. «Наука». 1991.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос