Ташла

Дата публикации или обновления 01.11.2021

Ташла - Святой уголок России моей

Свежий октябрьский ветерок срывает с деревьев желтую листву и переносит ее стайками с места на место. Холодновато. Серое небо повисло темными тучами над городом. На душе тоскливо и неуютно.

То ли от пасмурной погоды, то ли усталость от работы, пасмурных дней и хлопот. Однако долгожданную поездку в Ташлу решили не откладывать.

И вот машина мчится мимо роскошных особняков, бензоколонок, киосков и мини-рынков. Чернеющая пахота полей чередуется с зеленеющим ковром озимых, огородами, садами с неубранными кочанами капусты, грядками моркови и разноцветными астрами. Посадки белоствольных берез, словно заневестившихся подружек в золотых сарафанах, сменяются стройными рядами тополей, не спешащих сбрасывать свои темно-зеленые кафтаны, а между ними рябины, алеющие гроздьями ягод. Лесной массив с величественными дубами в осенней позолоте и вечнозелеными соснами. Из леса выходят счастливые грибники с полными рюкзаками и корзинами. Кто из нас не изведал чувство азарта грибной поры!

Меняющийся пейзаж постепенно захватывает. Уходят куда-то городские заботы. Покой заполняет все уголки уставшей души.

И вот знаменитая Ташла. Красиво раскинувшееся село по вершинам холмов. Уютные дома в палисадниках, телята, пасущиеся на лужайках, стайки кур и уток, табун лошадей около конюшни.

Современные коттеджи чередуются со старыми домами, утратившими из-за времени свою былую красоту. Обмелевшая река Ташла, заросшая камышом и зарослями ветляка, изгибаясь, течет через все село. Старинный Свято-Троицкий храм, величественно расположенный на взгорье, и виднеющаяся вдали голубая купель святого источника являются сегодня духовным украшением этого старинного села, возникшего в 1734 году 18 века.

Свое название оно получило от названия реки, по берегу которой, в низовье, поселились первые беглые люди, скрытые взгорьем от проезжающих по тракту жандармов.

В переводе Ташла (гидротопоним) восходит к тюркскому «ташл» — каменистый, мелкий, что созвучно было и с толкованием татарского беглого люда, примкнувшего здесь к первым поселенцам из удельных крестьян новокрещенной мордвы. По-татарски «таш» — камень. Затем уже беглые русские здесь начинают селиться.

И радовала тот первый ташлинский народ благодать здешних мест. Река давала рыбу на ушицу, да и на жареху, когда был богатый улов, веселила сердца ребятни и мужиков раками, налимами и угрями, притаившимися под камнями, устилавшими все дно. Дикие утки, нырки, плавающие по глади реки, дополняли припасы. А лес угощал грибами да дичью. Не ленись, ставь силки на зайцев и куропаток, а повезет, так и дикий кабанчик попадет порой в специально вырытые «потайные» ямы. Давал лес крестьянам бревна для строительства домов и дровишек для бань и печей. Луга радовали сеном из благоухающего разнотравья для скотины и баловали баб с ребятишками душистой земляникой да луговыми опятами, собранными после теплых проливных дождей. Вот тогда по вечерам по всей деревне плыл аромат жареной картохи с грибами. Вкуснотища!

Шли годы... Первые поселенцы стали уже состоять в ведении государства, и насчитывалось их уже за 230 человек. Население прибавлялось с каждым годом, и дома стали строить теперь по всему взгорью.

И сами селяне уже состояли из удельных крестьян, однодворцев, солдат, военных, крестьян-собственников. Появились сельские старшина и староста, писари, отписывающие исправно рапорта волостному старшине и уездному исправнику о сборе податей, рекрутской повинности, о своевременных взносах в казну денег в уплату выкупного долга крестьян на владение землей. А на сельских сходах решались вопросы отвода угодий для огородов и выпасов, для строительства домов и общественных заведений и другие житейские вопросы. Стали арендовать землю в Мусорском имении.

Лес уже охранялся стражей.

Появились со временем первые указы, постановления о перечислении крестьян в мещанские, купеческие и другие сословия.

Жили дружно. Споры ли какие, недоразумения решались на месте. В архивных документах лишь сохранился рапорт от 1869 года в Самарское губернское по крестьянским делам Присутствие от Мусорского Волостного управления Ставропольского уезда государственных крестьян, причисленных из лесной стражи в село Ташла, о порядке отправления их с предстоящего набора рекрутской повинности, заверенный старшиной Григорьевым и волостным писарем. А каких-либо спорных вопросов, доходящих до судебных разбирательств или тяжб, да о недостойном поведении кого-либо из ташлинцев — таких документов тех лет не значится.

Не любил ташлинский народ выносить сор из избы. А раз жили дружно, то создавали крестьянские общества взаимопомощи, над детьми-сиротами оформляли опекунство, помогая друг другу в бедах да скорбях и в нуждах.

Из маленького поселения Ташла превратилась в живописно раскинувшееся по всему взгорью большое и зажиточное село. А так как селяне были уже в основном из русских православных людей, то порешили построить свою церковь, да непременно на взгорье, чтобы красовалась она на радость не только им, но и всему проезжающему по тракту люду. Собирали совместно пожертвования, участвовали всем селом в заготовке и вывозе бревен из леса, в распиловке досок. В 1775 году закрасовался над селом деревянный однопрестольный храм, который был освящен в честь Пресвятой Троицы, так как уж больно любили ташлинцы праздник Троицы, украшая к этому дню свои дома зелеными ветками и устилая полы свежескошенной травой.

И вот пахнущая смолянистым духом свежих сосновых бревен, с которых в некоторых местах стекала еще янтарная смола, украшенная березовыми ветками и букетами полевых цветов, красавица-церковь прославляла в этот торжественно праздничный день, вместе со своими нарядно разодетыми прихожанами, Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. А Святая Троица с лучезарного поднебесья славила духовную щедрость и труд ташлинского народа.

Со дня открытия церкви село стали порой называть по имени прихода «Троицкое» или «Троицкая Ташла». Да и сама жизнь села с Божьей помощью потекла с еще большим размахом. В Ташле теперь имелись почтовое отделение, лесопилка, водяная и ветряная мельницы, бакалейные лавки, трактирные и питейные заведения, мукомольный и маслобойный заводы, земская школа, народное училище, церковноприходская школа, библиотека.

Есть чему было гордиться трудолюбивому ташлинскому народу! Умели селяне и повеселиться. На резвых тройках с бубенцами и стар и мал раскатывались на масленицу, разговляясь перед Великим постом румяными блинами, щедро политыми маслом и сметаной, радостно встречали светлую весеннюю Пасху, водили хороводы с песнями и плясками под разудалые распевы гармошек и балалаек. Молодежь и ребятня катали крашеные яйца с пригорков на Красную горку, весело колядовали на Рождество. Всем селом справляли свадьбы, венчали молодых, крестили, провожали новобранцев в армию для защиты Отечества, радостно встречали их повзрослевших и возмужавших. И все с Божьей помощью и только по благословению своих любимых и почитаемых батюшек.

Но были и печали всеобщие. В 1871 году началась по всей губернии эпидемия холеры, и за десятилетие с 1883 по 1893 год не было ни одного года без эпидемий тифа. Особенно страдали от эпидемий дети. Крестьяне могли пользоваться лишь услугами местных знахарей и знахарок да повивальных бабок, принимающих умело новорожденных младенцев да отхаживающих их мамок после родов в благоухающих настоями трав жарких банях.

И всем селом провожали призывников на первую мировую войну и всем селом встречали их, проявивших на полях сражений образцы мужества и преданности Царю и Отечеству. Это были: Ананьев Иван Григорьевич ~ офицер, Аношин Василий Федорович — рядовой, Грашин Александр Михайлович — младший унтер-офицер, Губанов Иван Дмитриевич — унтер-офицер 245-го гвардейского пехотного полка, Калеснин Василий Пименович — рядовой, Тутуков Яков Николаевич — рядовой.

Но неспокойно становилось в Отечестве. И революционные события 1917 года дошли и до православной Ташлы. Советская власть на селе была провозглашена рьяным большевиком СП. Гераськиным. И затихать стала православная вера в сердцах ташлинцев. Наступили времена рьяного атеизма на долгие десятилетия. Новая жизнь диктовала уже новые условия, перечеркивающие все православные традиции родословных Святой Руси...

В 1918 году в Ташле была организована коммуна «Красная», которая объединила 28 семей (120 человек). В описи имущества трудовой коммуны значилось: 2 плуга, 6 борон с деревянными зубьями, 15 лопат, граблей, вил, мотыг, кроме того: 16 меринов, 14 рабочих быков, 29 коз, 140 старых и молодых кур, 10 телег и саней.

Первыми в коммуну вступили Е. П. Блинов, И. А. Ильдеров, Г. П. Требин, П. И. Осянкин, С. И. Захаров и др. Но в коммуне не было ни тракторов, ни других современных орудий труда. Поэтому землю хорошо не обрабатывали и не получали высокого урожая.

Рушился и единоличный уклад ведения хозяйства. Продразверстки захлестнули все села. И в 1924 году в Ташле появился поселенный список плательщиков единого сельского налога, состоящего из общего количества пашен, сенокоса и скота в перерасчете на пашню облагаемых налогом села Ташла Мусорской волости Мелекесского уезда Самарской губернии. В этот список зачисляются и не имеющие надела, не имеющие посевов, беспосевные. В село наезжать стали продотряды, собирая с каждого двора зерновой налог, уполномоченные по хлебопоставкам, взимавшие с бедных крестьян недоимки, отнимая порой беспощадно последнее.

И когда-то дружественные ташлинцы уже не спасали своих односельчан, а доносили, стараясь выслужиться перед новой властью. Вот выписка из протокола заседания президиума ташлинского сельского совета, на котором присутствовали председатель сельского совета Чиндяев, члены: Мартьянов, в присутствии уполномоченного по хлебопоставкам Лебедева, состоявшегося 4 июля 1929 года.

Слушали (параграф 1)

О наложении штрафа за недостачу хлебных излишков Лебедев говорит, что у Тутукова Ф., Тутукова И. и Марцымова Д. хлеб есть, но они злостно не хотят его сдавать государству, по-моему, необходимо на них наложить штраф в двукратном размере.

Постановили:

Взыскать со злостных несдатчиков хлебных излишек:

1. Тутуков Федор — произвести отчуждение имущества согласно описи: самовар — 1, лошадь — 1, хлеба — 30 пудов, корова — 1, овец — 15 штук, амбар — 1, летний ход — 1, хомут — 1, часы — 1.

2. Тутуков Иван — вывез 15 пудов, осталось 85 пудов на сумму 61 руб. 20 коп. Произвести отчуждение имущества: хлеба — 20 пудов, лошадь — 1, корову — 1, зеркало.

3. Марцымов Дмитрий — 40 пудов в двукратном размере на сумму 28 руб. 28 коп. Произвести отчуждение: хлеба — 10 пудов, подтелок — 1, овец — 1.

Сколько таких заседаний было в те годы, безжалостно перечеркнувших судьбы многих ташлинских семей...

В 1930 году на месте бывшей коммуны организовали колхоз «Путь Ленина». Насильно согнали практически весь скот с личных подворий под душераздирающие крики хозяек, прощающихся со своими кормилицами — коровами, чье парное молоко вскармливало ташлинцев с самых пеленок и было первой едой в крестьянских семьях.

Сопротивляющихся этому принудительному объединению стали раскулачивать, выдворяя с нажитых мест в далекую и холодную Сибирь.

Сколько их тогда пропало и кануло в неизвестность в те суровые годы...

Так постепенно новой жизнью строящегося социализма зажила и Ташла. Но страшная беда постигла всю страну: Великая Отечественная война. Уходили на фронт ташлинские мужчины и парни. И зашивали им тайком их жены и матери спасительные молитвы в одежду, веря, что в самые опасные минуты сражений на фронте Господь и Пресвятая Богородица не оставят их без своего покровительства.

В селе остались женщины, старики и дети, на долю которых выпали и голод, и тяжкий труд военного лихолетья. Поддерживали друг друга, делясь последней картохой, последним куском хлеба.

И страна выстояла и победила. Со слезами радости встречали день Победы и возвращающихся фронтовиков и в скорбном плаче поминали погибших.

Время постепенно залечивало раны, и жизнь начинала налаживаться. В 1963 году колхоз общим решением переименовали в «Заря». Покосившиеся ветхие избенки с соломенными крышами сменили добротные дома с железными и шиферными крышами. Пришло электричество, водопровод, радио и телевидение, квалифицированное медицинское обслуживание. Закрасовались: Дом культуры, детский сад, восьмилетняя школа, новые дома для механизаторов, доярок и учителей.

Ташла благоустраивалась и хорошела. Многие механизаторы и животноводы награждаются высокими правительственными наградами. Появились свои Герои труда. И благодаря трудолюбию ташлинцев мощное в экономическом развитии хозяйство становится миллионером.

Но начинаются годы перестройки, в результате которой сельское хозяйство развалилось, превратилось в убыточное. Разорились по всей стране когда-то богатейшие колхозы и совхозы, позарастали плодороднейшие поля, истреблен крупный рогатый скот, свиноводство, нарушены и разграблены животноводческие комплексы.

Все это коснулось и Ташлы. Люди стали уезжать в города в поисках работы. Опустели многие дома. Но благодаря иконе Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», святому источнику, вновь возродившемуся Троицкому храму сюда началось паломничество со всех уголков России.

И вновь ожила Ташла, но уже в духовном плане. Сегодня купить дом в селе можно только за большие деньги. На смену стареющим домам теперь здесь строятся в основном особняки. А само место стало считаться святым благодаря чудесам исцеления людей водой из святого источника. Слава об этом святом селе разносится все дальше и дальше. И уже из дальнего зарубежья сюда едут болгары, чехи, японцы, американцы. Не просто в Ташлу, а в Святую Ташлу. И, наверное, не случайно, покидая эти святые места, один из паломников воскликнул проникновенно: «Ташла! Ты вошла в наши сердца, и мы вновь вернемся к тебе!»

Не от этого ли потока паломников и возникло в последнее время новое трактование названия села, что Ташла по-чувашски означает: «веселый, танцующий».

Когда видишь отъезжающих людей, сердца которых наполнились жизнерадостной надеждой на исцеление, на молитвенную помощь отца Николая, то, конечно, не согласиться с таким трактованием невозможно.

Но то, что выдержало все испытания село, как камень, — это неоспоримо. Не в этом ли названии и была заложена Божиим Промыслом уже первоначально его сила и крепость?

И сегодня вновь укрепилась Ташла в вере, и будет нести эту веру, передавая ее из поколения в поколение. Веру наших родословных. Ведь для спасения Ташлы и явилась здесь Пресвятая Богородица, предвидя, что именно отсюда Православие будет возрождаться.

Православной верой и будет вечно стоять твердая, как камень, святая Ташла!

Далее: Чудотворная икона
В начало