Автомобильный аккумулятор
Об этом источнике тока многие авто- и мотолюбители, к сожалению, вспоминают только два раза в год — перед началом и в конца сезона.
Когда же при эксплуатации машины аккумуляторная батарея «отказывает», выясняется, что восстановить ее работоспособность невозможно из-за неправильного хранения и пренебрежения указаниями инструкции. Купив аккумулятор, стоит проявить к нему совсем немного внимания, тем самым во много раз увеличив срок ее эксплуатации, что окупается сторицей.
В статье будет рассказано о типах аккумуляторных батарей, выпускаемых в СССР, и об основных правилах ухода за ними.
Что скрыто за обозначением аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея на автомобиле, мотоцикле и других машинах служит для питания стартера и системы зажигания при пуске двигателя и потребителей электрической энергии при неработающем двигателе или на малых оборотах.
Различают два основных вида аккумуляторов: кислотные (свинцовые) и щелочные. В зависимости от материала электродов они бывают кадмиево-никелевые, железо-никелевые, серебряно-цинковые и др.
Наиболее распространены кислотные аккумуляторы, появившиеся еще в 1895 году. Они выпускаются различных типов и отличаются по назначению, номинальному напряжению (или числу последовательно включенных элементов) и емкости. Их условные обозначения состоят из цифр и букв, стоящих в определенной последовательности. Скажем, батарея 6-СТ-68-ЭМ ГОСТ 959-51. Первая цифра обозначает число последовательно включенных элементов. Если умножить напряжение одного элемента, равное 2 в, на их число 6, то получим номинальное напряжение батареи (12 в). Стоящие далее буквы показывают применение: СТ — стартерные автомобильные, МТ — мотоциклетные. Последующие цифры (68) говорят о номинальной емкости в ампер-часах при 10-часовом непрерывном режиме разряда током, равным 1/10 номинальной емкости (6,8 а).
Следующие буквы характеризуют материал корпуса (моноблока): Э — эбонит, П — асфальтопековый со вставками, В — асфальтопековый без вставок. Далее следует характеристика материала сепараторов: Р — мипор, М — мипласт, МС— мипласт в комбинации со стекловолокном, Д — дерево, ДС — дерево со стекловолокном. Все батареи выпускаются в соответствии с указанным ГОСТом, а в обозначении сухозаряженных была еще буква 3. С конца 1964 года аккумуляторы делают только сухозаряженными и с синтетическими сепараторами, поэтому в обозначении буквы 3 и Д теперь отсутствуют.
Все детали батареи монтируются в корпусе. Его делают из эбонита и асфальтопековой массы. Батареи с эбонитовым корпусом применяются в основном для легковых автомобилей. Он обладает значительно большей прочностью и кислотостойкостью. У асфальтопековых батарей недостаточная механическая прочность и кислотостойкосгь, в них возникают волосяные трещины, пропускающие электролит. Поэтому теперь такие батареи делают с кислотостойкими вставками из полихлорвиниловой пленки толщиной 0,6 мм, увеличивающими срок службы корпуса в два-три раза.
Сепараторы раньше делали из дерева.
Теперь сепараторы изготовляют из мипора — микропористого эбонита или мипласта. Они дороже, но увеличение срока службы батарей оправдывает их применение.
Конец ознакомительного фрагмента.
По материалам журнала «За рулем», № 12 1968 год