Кражи на станции

Дата публикации или обновления 02.08.2021
  • Следственная практика в СССР
  • Как были раскрыты кражи багажа на станции Киев-пассажирская

    На станции Киев-пассажирская неоднократно пропадал багаж. О каждом таком случае извещалась милиция, но причины исчезновения багажа долгое время оставались неизвестными.

    Внимание прокуратуры к фактам пропажи багажа было привлечено выступлением председателя райпрофсоюза на совещании, на котором обсуждалось представление районного прокурора о соблюдении законов по сохранности социалистической собственности организациями и учреждениями Киевского железнодорожного узла. Выступавший высказал пожелание, как можно скорее установить виновных в многочисленных фактах присвоения багажа. Я знал только о двух приостановленных уголовных делах.

    Одной из причин неудовлетворительной работы милиции являлось фактическое отсутствие прокурорского надзора, вследствие чего прокурору о многих случаях пропажи багажа вообще не было известно, хотя материалы проверок в милиции имелись. Обращает на себя внимание и поверхностность в проведении прокурорских общенадзорных проверок. В частности, при проверке соблюдения законов о сохранности социалистической собственности организациями и учреждениями Киевского железнодорожного узла проверяющий не знал о фактах пропажи багажа, и они не являлись предметом рассмотрения (прим. редколлегии).

    Для проверки этого сигнала прокуратура района истребовала приостановленные в милиции уголовные дела по фактам краж багажа у Мельцева и Белоцерковера, а также материалы проверок органов милиции, официальные данные железнодорожных организаций (Управление Юго-Западной железной дороги).

    Полученные материалы свидетельствовали о том, что в период с июня 1963 года по февраль 1964 года на станции Киев-пассажирская было совершено девять краж багажа стоимостью 4690 руб.

    Изучение приостановленных дел и имеющихся материалов позволило сделать ряд выводов. Во-первых, работники милиции, вопреки требованиям ст. 97 УПК УССР, материалы об исчезновении багажа сосредоточивали в ОБХСС и не возбуждали уголовные дела; во-вторых, возбужденные дела приостановлены преждевременно, поскольку расследование по ним проведено поверхностно и неполно.

    Вся оперативно-розыскная работа ОБХСС и работников уголовного розыска, а также следователей была направлена па выявление причастности к исчезновению багажа должностных лиц и лиц, имевших отношение к охране, выгрузке и погрузке, доставке багажа с места хранения к багажным вагонам.

    На допросах и при даче объяснений работники станции категорически отвергали возможность краж багажа посторонними лицами, поскольку они охраняли багаж на всем пути следования. Эти объяснения лиц, которые несли материальную ответственность за сохранность багажа, должны были оцениваться критически. К моменту изучения дел и материалов Юго-Западной дорогой в соответствии со ст. 170 Устава железных дорог Союза ССР и § 297 5-го тарифного руководства, утвержденного МПС СССР, потерпевшим было выплачено 1676 руб.

    Требовалось принять немедленные и эффективные меры по изобличению опасных преступников. Анализ показал, что багаж, как правило, исчезал с 4-й платформы. Из девяти случаев пропажи багажа семь имели место с 22 час. до 23 час.

    С 4-й и 3-й платформ отправляли поезда Киевского формирования. Эти платформы были удалены от станции и хуже других освещены. Багаж в вагон доставляли и выгружали только два работника.

    Все эти данные давали основание предполагать, что багаж мог похищаться в пути следования либо при погрузочно-разгрузочных работах. К сожалению, вследствие допущенных недостатков в оперативно-розыскных мероприятиях и при расследовании дел, нельзя было исключить и другие версии.

    При прокуроре было проведено оперативное совещание с участием руководителей линейного отделения милиции — оперативных работников, занимавшихся оперативно-розыскными мероприятиями, и следователей.

    На совещании было принято решение и намечены конкретные меры, направленные на раскрытие краж багажа, в частности определен круг версий, которые подлежали обязательной проверке в процессе расследования, создана оперативно-следственная группа. Наиболее вероятной была признана версия о пропаже багажа в результате краж, совершенных посторонними лицами.

    В целях использования помощи общественности в решении указывалось на необходимость проведения бесед (собраний) с работниками станции, непосредственно причастными к охране, выдаче, погрузочно-разгрузочным работам и транспортировке багажа. В соответствии с указанным решением они были широко оповещены о фактах исчезновения багажа, причиненном ущербе, времени и месте исчезновения багажа. Работникам станции разъяснили необходимость бдительной охраны перевозимого багажа, важность помощи в изобличении лиц, похищающих багаж.

    Были приняты меры к улучшению освещения 3-й и 4-й платформ, к усилению охраны багажа. 27 марта 1964 г. около 4-й платформы рабочими станции Баришовец и Вовкогоном, грузившими багаж в вагон поезда Киев — Харьков, был задержан гражданин, который пытался скрыться с похищенным с тележки чемоданом. В линейном отделении милиции он назвался Горовым. После допроса задержанного решили срочно произвести обыск в его квартире. Для производства обыска выделили работников линейного отделения милиции, хорошо знавших перечень пропавших вещей и их приметы.

    В квартире и подсобных помещениях, принадлежавших Горовому, были обнаружены и изъяты предметы одежды, чемоданы, книги, всего свыше 300 наименований вещей из числа значившихся похищенными у потерпевших. Дальнейшее расследование какой-либо сложности уже не представляло. Горовой был изобличен и в совершении девяти краж багажа, значившихся долгое время нераскрытыми. Горовой ранее трижды привлекался к уголовной ответственности, в том числе за кражу и убийство.

    В 1953 году он вернулся из мест лишения свободы и поселился в поселке Беличи под Киевом. Около десяти лет работал слесарем в различных предприятиях Киева.

    На вокзале станции Киев-пассажирская он обратил внимание на скопление багажа. Тогда-то, по показаниям Горавого, у него и возникла мысль о совершении краж.

    Более двух месяцев Горовой ходил на вокзал после работы и в выходные дни и детально изучал порядок выгрузки прибывшего багажа, складирования, охраны, получения и погрузки на тележки, доставки и выгрузки в багажные вагоны, освещение платформ, их расположение и подходы. В результате он установил, что самым удобным моментом для совершения краж является момент погрузки багажа в вагон, так как 8—10 тележек с багажом разгружают только два работника, а остальные тележки, растянувшиеся на 20—25 м, никем не охраняются. К тому же 3-я и особенно 4-я платформы плохо освещен.

    Горовой избрал такой способ совершения краж: проходя мимо тележек, он выхватывал чемодан, срывал ярлык и с краденым чемоданом шел по направлению к разгружавшим багаж рабочим, проходя мимо них как пассажир. По виадуку Горовой добирался до вокзала, откуда электропоездом уезжал в поселок Беличи.

    Приговором народного суда Железнодорожного района Киева Горовой был осужден к длительному сроку лишения свободы.

    Прокурор Железнодорожного района г. Киева И. Г. Емец

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос