Воздушное движение

Дата публикации или обновления 08.05.2022

Превращение авиационного транспорта в массовое средство пассажирских и грузовых перевозок, переоснащение Аэрофлота скоростной реактивной техникой привело к значительному повышению интенсивности и плотности воздушного движения, что потребовало введения специальных правил полетов летательных аппаратов.

Насыщенность небесного пространства сейчас столь высока, что на многих аэродромах в течение часа садятся и взлетают десятки самолетов. Особенно это относится к крупным аэропортам, где сходятся нити многих магистральных авиатрасс. Если нечетко будет организовано управление воздушным движением, то обеспечить нужную пропускную способность аэропортов будет весьма затруднительно.

Функции организации и управления движением самолетов возложены на службу движения, указания которой являются обязательными для всех экипажей воздушных кораблей.

Самолеты подразделяются по дальности полета так: магистральные дальние — с дальностью полета более 5000 км; магистральные средние — с дальностью полета до 5000 км; магистральные ближние — с дальностью полета 2500 км.

Все самолеты выполняют рейсы по центральному и местному расписаниям, на основании заданий по применению авиации в народном хозяйстве, а также заявок на выполнение спецрейсов и тренировочных полетов.

В целях обеспечения безопасности полетов все суточные планы полетов составляются в подразделениях Аэрофлота с учетом норм налета, рабочего времени и отдыха экипажей. Основным документом, дающим право экипажу на выполнение полета, является задание на полет.

Все члены экипажа проходят предварительную и предполетную подготовку к полету.

Предварительная подготовка к полету проводится накануне дня вылета в полном составе экипажа с участием необходимых специалистов. При этом уясняются задачи полета, подбирается необходимая документация, изучаются особенности трассы и аэродромов и т. д.

Предполетную подготовку экипажа проводит командир корабля перед каждым полетом, не позже чем за один час до намеченного времени вылета.

В процессе предполетной подготовки члены экипажа принимают самолет после технического обслуживания или от другого экипажа, изучают информацию о готовности аэродромов по маршруту полета, состоянии аэронавигационного оборудования по трассе, получают метеорологическую информацию и диспетчерское разрешение на вылет и т. д. После каждого полета командир корабля проводит с экипажем послеполетный разбор.

Для упорядочения воздушного движения летательных аппаратов и обеспечения безопасности их полета установлены эшелоны полетов, т. е. высоты, выделенные для полетов и разделенные определенными интервалами.

Эшелонирование существует трех видов: вертикальное, продольное и боковое.

Вертикальное эшелонирование заключается в том, что самолетам, движущимся навстречу друг другу по одной трассе или по пересекающимся трассам, высоты полетов назначаются так, что практически исключается возможность их столкновения. При этом, кроме высоты полета, самолетам указывают также безопасное расстояние по вертикали. Например, при полетах в одном направлении самолетам назначают нечетные эшелоны с расстояниями по вертикали через 600 м: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700 м. На большей высоте расстояние между самолетами по вертикали увеличивается: 6600, 7800, 9000, 11000 м.

При полетах по той же трассе в обратном направлении самолетам назначают четные эшелоны с расстояниями по вертикали также 600 м: 600, 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000 м. Выше этих эшелонов полеты совершаются уже на высотах 7200, 8400, 10000, 12000 м.

Продольное эшелонирование предназначено для исключения столкновения самолетов в случае их движения на одной высоте или на пересекающихся курсах. В этом случае, в зависимости от наличия радиолокационного контроля и вида полета (по приборам или визуально), самолетам устанавливаются минимальные расстояния один от другого — от 2 до 30 км. Для этого при продольном эшелонировании применяют интервал времени, т. е. самолетам разрешают взлет через определенные интервалы времени, обеспечивающие безопасное расстояние между ними. Таким образом исключается обгон одного самолета другим, если они идут одним маршрутом или курсы их пересекаются.

Боковое эшелонирование введено для обеспечения безопасности полетов при обгоне впереди летящего самолета на той же высоте. В визуальном полете интервал между самолетами должен составлять не менее 500 м.

При полете с непрерывным радиолокационным контролем между самолетами должно быть не менее 20 км.

Экипажи воздушных кораблей строго выдерживают заданные для них эшелоны полета. Изменения этих эшелонов допускаются только с разрешения диспетчера службы движения.

Для осуществления возможности управления движением самолетов все воздушное пространство СССР разделено на районы диспетчерской службы (РДС). В эти районы входят воздушные трассы, районы аэродромов и зоны местных воздушных линий. В отдельных случаях в РДС включается воздушное пространство над нейтральными водами, примыкающими к государственной границе СССР.

Осуществляя управление воздушным движением, диспетчеры контролируют ход подготовки экипажей к вылету, выводят самолеты на посадку при помощи посадочного радиолокатора, обеспечивают установленные интервалы эшелонирования, информируют экипажи о воздушной и метеорологической обстановке. Кроме того, они сообщают экипажам о наличии опасных метеорологических явлений в контролируемом районе и дают рекомендации по их обходу, изменяют маршруты полета и т. д.

В Аэрофлоте имеется Центральная диспетчерская служба (ЦДС), которая контролирует и координирует движение самолетов других ведомств и иностранных авиакомпаний. ЦДС регулирует общий порядок полетов на воздушных трассах СССР.

При контроле воздушного движения диспетчеры пользуются радиотехническими средствами: радиолокаторами, ультракоротковолновыми пеленгаторами и т. д. При помощи радиолокатора диспетчер службы движения имеет возможность определить местонахождение самолета, направление его полета, взаимное расположение нескольких самолетов в пространстве, обнаруживать грозовые очаги, предупреждать опасные сближения на встречных, попутных и пересекающихся курсах, контролировать интервалы между самолетами и т. д.

Для связи с диспетчерами смежных диспетчерских пунктов и с самолетами рабочее место диспетчера, имеющего радиолокатор, оборудовано специальными средствами связи: ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящей связью.

Для уточнения местонахождения самолета, находящегося в районе диспетчерской службы, используются радиопеленгаторы.

С помощью радиолокационной станции обзора летного поля диспетчер наблюдает днем и ночью за самолетами, автомобилями и другими транспортными средствами, передвигающимися по территории аэродрома.

В поле зрения этой станции находятся перрон, взлетно-посадочная полоса, стоянки самолетов.

В последние годы в связи с быстрым ростом скоростей самолетов системы управления воздушным движением все больше оснащаются автоматическим оборудованием.

Софронов Е.В., Чудаков И.Б. В воздухе самолеты Аэрофлота (2-е изд.). Издательство «Машиностроение», 1973.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос