Основные цели чтения и их классификация

Дата публикации или обновления 18.12.2022

В наше время повсеместного вредрения в жизнь онлайн технологий образ прежней библиотеки уходит в прошлое. Огромные, уходящие в бесконечность стеллажи с книгами, ящики каталогизаторов, карточки, ни с чем не сравнимый запах клея, который запомнился каждому, кто хоть раз посетил книжное хранилище, и конечно же библиотекарь, который, не обладая знанием содержания всех находящихся за его спиной книг, тем не менее прекрасно ориентировался в том, где находится та или иная книга, и мог сразу же выдать нужный том по запросу посетителя - все это уже не актуально.

Сегодня лучшую книгу лучшего писателя можно сразу же найти в интернете. Миры содружества еве на Целлюлозе помогут быстро найти недавно вышедшую новинку и детально ознакомиться с ее содержанием чтобы понять, интересна она будет для чтения, или нет.

Можно выделить шесть основных целей чтения: идеологические, общеобразовательные, профессиональные, эстетические, информационные, развлекательные. В пределах этих целей могут формироваться частные подцели и задачи чтения. Например, подготовить доклад или сообщение. Но выступить с докладом или сообщением можно на производственном совещании, на семинаре, диспуте и т. д. В соответствии с этим отбирается и материал, который необходимо прочитать.

Принято выделять массовую и специальную печатную информацию.

Массовая информация делится на публицистическую, эстетическую и обыденную.

Публициcтическая информация используется для формирования общественной идеологии, для идейного воспитания членов общества.

Эстетическая (художественная) информация воздействует на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов, способствует эстетическому воспитанию.

Обыденная информация регламентирует поведение человека в социальной среде, формирует его общекультурный уровень.

Специальная информация адресована не всем членам общества. Она имеет целевое назначение и используется для решения определенных общественных задач. Для изучения такой информации необходимы специальные профессиональные знания.

Специальная информация подразделяется на научную, учебную, техническую, технологическую, планово-экономическую, партийную, дипломатическую.

Соотнести цели чтения и виды информации можно лишь с определенной долей условности. Эта условность предопределяется многообразием мира, в котором мы живем, мира, представляющего собой сложную систему взаимосвязанных вещей. И все-таки в соответствии с целью чтения мы выбираем конкретный вид информации. В свою очередь, от цели чтения и выбранного материала зависят способы чтения. Итак, «для чего читать» обусловливает «что читать», а затем и «как читать».

Мы читаем вслух и про себя. Тот и другой тип чтения может быть как сплошным, так и выборочным. Сплошное чтение — чтение без пропусков, выборочное чтение — с пропуском некоторых участков текста.

Иногда вместо «выборочное» говорят «избирательное» чтение. Мы считаем, что лучше говорить «выборочное чтение», а под термином «избирательное» понимать избирательность восприятия содержания текста, что присуще как сплошному, так и выборочному чтению.

Сплошное и выборочное чтение подразделяются на виды, выделение которых зависит от принципа классификации. Так, по глубине и способу предстоящей проработки текста сплошное чтение делится на ознакомительное, изучающее, корректорское, критическое (оценочное, специальное чтение, выполняемое с целью рецензирования книги или статьи) и др.

Выборочное чтение подразделяется на несколько видов: ориентировочное, поиск, пересмотр, просмотр.

Ориентировочное чтение обычно используется при первом знакомстве с книгой. Оно включает ознакомление с автором, названием книги, выходными данными, аннотацией, предисловием, оглавлением. Иногда бывает достаточно двухминутного общении с книгой, чтобы по указанным элементам принять решение: читать, ие читать, что читать (вес или часть), как читать. В результате такого чтения-общения создается представление о книге, и в дальнейшем уже легче ориентироваться в ее содержании.

Чтение-поиск осуществляется, когда надо найти конкретную информацию. Обычно этот вид чтения связан с энциклопедиями, разного рода справочниками, словарями либо с поиском необходимой информации по книгам, журналам и другим источникам. Умение быстро распознать нужное, в короткие сроки выполнить поиск способствует экономии времени. Во многих книгах есть разного рода указатели, помогающие быстро найти нужную информацию. Это оглавление, предметные указатели, перечень используемых терминов и т. д.

Чтение-пересмотр является разновидностью чтения-поиска. Оно связано с поиском среди знакомой информации определенных сведении, необходимых для каких-то целен.

Чтение-просмотр производится с целью выявления основного содержания текста в течение короткого промежутка времени, значительно меньшего, чем требуется для сплошного чтения. При таком чтении количество воспринимаемых слов, фраз сознательно уменьшается до такой степени, при которой не нарушается целостное понимание общего содержания текста. Опытные читатели достаточно умело пользуются этим видом чтения. Но такое выборочное чтение возможно только при условии, если человек свободно владеет сплошным чтением и обладает хорошей избирательностью восприятия, созданной большим опытом.

Сплошное и выборочное чтение тесно между собой связано. В читательской практике тот и другой вид чтения необходим. Поэтому неправильно говорить о сплошном чтении как о хорошем, а выборочном как о плохом. Просто каждый из этих видов чтения решает разные задачи. Неразумно читать все подряд в словаре, начиная с буквы «А», если нам, например, надо найти значение слова «метранпаж». Точно так же нельзя считать оправданным выхватывание отдельных абзацев текста, когда необходимо знать содержание целиком. Казалось бы, это очевидно. Но мы напоминаем об этом потому, что быстрое чтение часто смешивают с выборочным, что в корне неверно. Кстати, и выборочное чтение может быть весьма медленным, если читатель использует нерациональные приемы поиска информации и к тому же недостаточно быстро читает при сплошном чтении.

С появлением проблемы быстрого чтения сплошное чтение стали подразделять на обычное и ускоренное, вводя для этого детальную классификацию.

С использованием: Бородина В.А., Бородин С.М. Учим... читать: Уроки динамического чтения. Ленинград, Лениздат, 1985.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос