Бетон в современной архитектуре

Дата публикации или обновления 01.07.2022

Бетон и железобетон в настоящее время составляют основную материальную базу строительной техники, обслуживающей архитектуру. Как же особенности бетона в роли архитектурного материала проявляются сегодня? Что изменилось за период более ста лет его использования?

Область применения бетона значительно расширилась, также как и сам предмет архитектуры. Это не только отдельные здания и сооружения, их группы, но также и пространство между ними. Здесь и инженерные сооружения, и коммуникации, и все те аксессуары организованной пространственной среды, которая формируется в наше время.

Однако качественный смысл бетона при этом изменяется. Из материала узко конструкционного он все более уверенно становится универсальным благодаря сочетанию разносторонних инженерных свойств и особой декоративной выразительности.

Принципиально новым качеством архитектурного произведения любого назначения из бетона становится структурная целостность сооружений. Это выражается в использовании его пластики так, что намеренно выявляются его инженерные возможности наряду с цветом, текстурой, разными фактурами как художественные формообразующие средства.

Прошел период архитектуры, который был отмечен особой внешней декоративной парадностью. Накопился опыт в освоении новых конструктивных систем и посредством их новых методов пространственной организации. Современные способы возведения железобетонных конструкций позволяют получать оригинальные по размерам и по пластике формы. Достаточно вспомнить всемирно известную телебашню в Останкино, в Москве, выставочный зал Дефанс в Париже, здание Оперы в Сиднее.

Теоретически безграничны возможности формообразований из бетона. Особенно с развитием технологии его изготовления, как, к примеру, с освоением пневматических опалубок, а также эксплуатацией такого оборудования, как бетононасос аренда цена.

В последнее время внимание все больше привлекают сборные конструкции. Поиск своеобразия архитектурных форм именно в этом типе железобетонных конструкций раскрывает принципиально новую тенденцию современной архитектуры. Искусство композиции проявляется не только в уникальных объектах, но и в сооружениях массового назначения, в том числе в жилье из сборных бетонных элементов. Мастерство архитектора реализуется в разнообразных комбинациях из типовых деталей.

С развитием индустрии строительных материалов архитектурные возможности бетона качественно расширяются. Наметилось стремление в формах бетонных элементов уйти от плоскостных конструкций к более выразительным даже при относительно плоскостном решении фасадов. В отечественной практике появились, к примеру, многочисленные варианты решетчатых панелей. По существу оставаясь плоскими, они вносят изобразительную структурность в архитектурное решение. В южных климатических зонах функционально необходимая защита помещений от солнца способствует особой художественной выразительности. Решетчатые формы ограждающих железобетонных панелей, естественно, обогащают пластику объемов из стандартных деталей.

Тенденции к выявлению структурности построения объемов из железобетона реализуются в нескольких вариантах. Первый возникает за счет образного выражения работы сил в конструкциях. При этом играют роль их членения, видимые соотношения нагрузок и опор и другие. В частности, подчеркивается конструкция каркаса на фасадах, особенности конструктивного приема выявляются в силуэте объема.

Велико было значение ритмических пропорциональных соотношений целого и деталей в традиционной архитектуре. В современном сборном строительстве из железобетона это, пожалуй, еще более еажно. Однако пропорциональные соотношения изменились в сторону простых метрических. Комбинации метрических элементов определяют взаимосвязь объемных масс. И это второй вариант проявления структурной целостности сооружений из бетона и железобетона.

Новые гармонические соотношения форм рождаются в повторяемости пластической темы, выраженной в бетоне. Выявление структурного взаимодействия элементов определяет художественную выразительность архитектурной формы. При этом возникает синтез конструкционных и художественных свойств железобетона, определяющий его эстетические особенности.

Использование структурных построений как художественного средства архитектуры совпадает с совершенствованием железобетонных конструкций. Они становятся все более легкими, изящными и пространственно многообразными. Громоздкость и тяжеловесность, присущие изначально природе бетона как воссозданного камня, преодолеваются.

Третий признак проявления структурной целостности сооружений из бетона заключается в возможности выбора декоративной обработки поверхности форм с учетом их конструктивного смысла. Причем разнообразие приемов обработки достигается на базе специфических свойств бетона.

Художественные особенности поверхности бетона, в частности, фактура, текстура, цвет — непосредственное проявление его пластических свойств. В конечном итоге они характеризуют форму, выполненную из бетона. Ценность именно декоративных свойств бетона состоит в том, что они могут быть использованы для объектов самого разного назначения, не только архитектурных, но и чисто инженерных, которые так или иначе входят в средства организации жизненного пространства человека и влияют на общий эстетический облик окружающей среды.

Проявление принципа экономии применяемых средств в архитектуре сказывается в преимущественном распространении в настоящее время зернистых фактур для обработки любых видимых архитектурно-конструкционных элементов из бетона и железобетона.

Крупность таких фактур каждый раз выбирается сообразно с композиционными особенностями сооружений, способами его возведения. Фактурная обработка бетонных элементов наиболее органично подчеркивает структурные принципы построения формы за счет раскрытия структуры самой бетонной массы с ее собственным цветом.

Однако большую популярность в отделке поверхности бетонных форм имеет ныне рельеф разного вида. С позиций наметившихся тенденций в образовании архитектурных форм существующие рельефы из бетона и железобетона могут быть разделены на три основные группы. Первая — имитирующие текстуру поверхности материала опалубки, вторая — орнаментальный плоскостной рельеф, и третий — рельеф структурного типа.

Имитирующие рельефы стали как бы изображением того материала, который по каким-то причинам не мог быть применен, но для выразительности формы архитектор хотел бы его использовать. Большинство рельефов подобного рода повторяют текстуру дерева или камня с декоративными особенностями их поверхности. Возникновение рельефа такого рода первоначально было следствием технологии приготовления бетона в деревянной опалубке. В некоторых современных железобетонных сооружениях такой прием используется для получения видимости массивности каменной конструкции в основании здания. Большее число примеров относится к воссозданию текстуры дерева, что, возможно, связано с приверженностью к традиционным строительным материалам, все более дефицитным. Глубина имитирующих рельефов имеет широкий диапазон. Конкретное решение принимается в зависимости от архитектурной композиции и того, где будет использован рельеф — в интерьере или в экстерьере.

Рельефы, имитирующие поверхности каменных типов, достаточно разнообразны. Однако почти аналогичный результат может быть получен и при некоторых видах фактурной обработки. На основании тенденций, проявляющихся в объектах, выстроенных в последние годы, можно предполагать, что имитирующие рельефы будут разрабатываться шире. Возможно, что при этом бетон получит декоративные свойства поверхности других строительных материалов или специфические фактуры, в том или ином виде существующие в окружающем нас предметном мире.

Орнаментальный плоскостной рельеф включает в некоторой мере имитирующие рельефы. Однако в отличие от них в нем ясней выявляется геометрический или конкретно-предметный характер. Орнаментальный рельеф представляет интерес потому, что он может использоваться как для сборных элементов, так и для монолита. В объектах из сборных элементов он способствует желательным коррективам, влияющим на общое восприятие формы. По-существу орнаментальный поверхностный рельеф пластически обогащает поверхность и придает ей преимущественную направленность, связанную с решением композиционной задачи. Простейшим и весьма распространенным типом такого рельефа являются параллельные борозды с разными интервалами между ними при разной степени рельефности.

Рельеф структурного типа отличается по сравнению с рельефом плоскостного типа большей глубиной. Он находится на грани между «чистым» рельефом и рельефными элементами. Более «нейтральные» орнаментально-плоскостные рельефы проще по технологии изготовления и предпочтительней для массовых повторений в индустриальном строительстве.

Рельефы структурного типа применяются в настоящее время по преимуществу для административных, торговых и ряда других общественных зданий. Некоторое однообразие членений объемов подобных сооружений компенсируется выразительностью рельефа структурного типа из железобетона. Он особенно эффективен тогда, когда отдельный его элемент может комбинироваться, образуя различные варианты. По этому принципу разрабатываются специальные структуры для отделки фасадот. За основу берется несложный модульный элемент. Из него составляются рельефные композиции.

Анализ ряда тенденций использования эстетических свойств бетона, наметившихся в наиболее ярких образцах современной архитектуры, позволяет сделать некоторые выводы. Повсеместно ведется сборное строительство из железобетонных элементов; выразительность не только отдельного объекта, но и объемно-пространственного комплекса при этом находится в зависимости от формы исходного элемента. Его форма и декоративность поверхности влияют, а часто и определяют красоту целого.

Выразительность архитектурных решений рассчитана в конечном итоге на восприятие человека. Оно происходит в нескольких уровнях. Поэтому художественное воздействие бетона и способы выявления его эстетических свойств могут регулироваться в зависимости от того, с каким уровнем восприятия формы сооружения будет соприкасаться человек. Если это близкие расстояния, желательно учесть ощущения, которые возникают в прямом контакте с участками больших ферм, как бы с ((тканью» архитектуры. Другой уровень восприятия связан с преобладанием воздействия собственно формы. Он определяется соразмерностями архитектурных объемов в градостроительном масштабе. Этот уровень восприятия связан с объемно-пространственной композицией материально-предметной среды. Он простирается от размероз укрупненных строительных элементов, например фрагментов стен в виде панелей, ограждающих балконов и всего того, что входит в основу структурного построения целого до широких пространственно-временных представлений.

Универсальность сочетания конструктивно-декоративных свойств бетона обеспечивает все уровни восприятия. «Художественная гибкость» бетона находится в зависимости от совершенствования технологии его производства. Причем пластические свойства основного конструкционного материала — железобетона проявляются столь определенно, что даже похрытия защитно-декоративного характера не скрывают особую выразительность форм. Например, покрытия Оперы в Сиднее остаются специфически железобетонными, хотя конструкция скрыта облицовкой. Также и в здании кафедрала в Алжире, Тауэр отеле на Найтсбридж в Лондоне и многих других объектах.

Таким образом, ведущим и определяющим о выявлении эстетических свойств бетона является композиционный замысел. Из него следует художественная тема архитектуры. При воплощении в бетоне она проявляется в особенностях формы или декоративных признаках поверхности. Тенденции к выявлению структурности, которые наметились в современных сооружениях из бетона, в наши дни отдают предпочтение форме. Использование тех или иных декоративных ссойств бетонной поверхности в этих формах о значительной степени связано с экономическими соображениями.

Как прием чисто художественный, выявление поверхностных свойств бето;<а вторично по отношению к гибкости формообразований. Это его свойство проявляется даже при покрасках и облицовках. Поэтому можно предполагать, что тенденции о использовании собственных декоративных свойств поверхности бетона будут меняться в сторону преобладания тех или иных видов фактур, но в большей мере форма определяет своеобразие пластически» свойств бетона.

Бетон открыл новую страницу в архитектуре из сборных элементов, но обширность его формообразующих возможностей содержит богатые перспективы и в монолитном, и сборно-монолитном строительстве. Развитие и совершенствование технологии производства бетона подсказывают пути дальнейшего насыщения искусства архитектуры новым художественным смыслом.

А. Суздальцева, кандидат архитектуры.

Журнал «Архитектура СССР», № 12 за 1978 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос