Феодоровский монастырь в XV-XVII веках

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Феодоровский монастырь
  • 3. Феодоровский монастырь в XV-XVII веках.

    В XV веке, когда активно шел процесс формирования русской государственности, прекращают существование крупнейшие удельные княжества и Переславль становится одним из крупных ремесленных и торговых центров, известный своей верностью Москве и оказывающий заметное влияние на экономику и политику Московской Руси.

    Переславль-Залесский, Феодоровский женский монастырь. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата. 2007 год
    Собор во имя великомученика Феодора Стратилата. 2007 год.

    Здесь жили знатные бояре (Плещеевы, Воронцовы, Заболоцкие, Слизневы и др.), купцы, посадские ремесленники, в том числе великокняжеские сокольники и рыбаки. В XV-XVI веке великие московские князья и цари с чадами и домочадцами неоднократно посещали город, приезжая сюда на богомолье в местные монастыри. Большим любителем здешних мест был великий князь Иоанн III Васильевич (1462-1505), завершивший объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Он не раз посещал Переславль-Залесский, приезжая в этот богоспасемый град на богомолье. Князь Иван III был дружен с преподобным Даниилом Переславским.

    Историограф Феодоровского монастыря - протоиерей Александр Свирелин считает, что Иоанну III Феодоровская обитель была хорошо знакома.

    Святой великомученик Феодор Стратилат
    Великий Московский князь Иоанн III Васильевич. Гравюра. XVI век.

    В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505-1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами...» Первым игуменом, известным по этим документам, был Геронтий.

    Святой великомученик Феодор Стратилат
    Икона преподобного Даниила Переславского. Конец XX века.

    Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1533-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил бывать в Переславле-Залесском. Одним из его восприемников при Святом Крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил, позднее прославленный Церковью в лике преподобных (день памяти 7/20 апреля). Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю и часто бывал там со своими домочадцами.

    Царь Иоанн IV (Грозный)
    Царь Иоанн IV (Грозный). Парсуна. Начало XVIII века. Собрание Государственного Исторического музея.

    Иногда причиной поездки в Переславль-Залесский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря - Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551-1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад: «слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне».

    Царь Феодор Иоаннович
    Царь Феодор Иоаннович. Парсуна. XVII век. Собрание Государственного Исторического музея.

    «В 1557 году, - как писал протоиерей Александр Свирелин, - царь Иоанн Васильевич с супругою своею Анастасией Романовной и главой Русской Церкви митрополитом Афанасием был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, а, возвращаясь обратно в Москву, царица, отъехав семь верст от города, в деревне Собилово благополучно разрешилась сыном, названным во Святом Крещении Феодором (это второй сын царя Иоанна Грозного, последний московский царь из династии Рюриковичей)». Благодарный Богу за сына Иоанн Грозный становится храмостроителем и покровителем Феодоровского монастыря. Царь «церковь Феодора Стратилата камену поставил и украсил образы и пеленами, и ризами, и всякою церковного утварью, и трапезу камену заложил, и келий многие поставил, и монастырь оградил...», а на месте рождения царевича Феодора соорудил «высокий каменный столп или, лучше, - часовню со святым Крестом». Позднее, в XVII веке, часовня «Крест» была перестроена, а в XIX веке за ветхостью разобрана, но вскоре выстроена на прежнем месте и в прежнем виде заново. Эта часовня сохранилась, она находится в трех километрах от монастыря в сторону Москвы. С благоговением постоим у часовни-святыни и вспомним о том, что светлый образ царя Феодора Иоанновича вошел в историю России как образ государя-молитвенника, благодаря мудрым деяниям которого на Руси было учреждено Патриаршество.

    Переславль-Залесский. Памятная часовня Феодоровская (Крест). 1889 год. Фото 2009 года.
    Памятная часовня "Феодоровская" ("Крест"). 1889 год. Фото 2009 года.

    Могучий собор во имя святого великомученика Феодора Стратилата - это первая каменная постройка в монастыре. Построенный храм имеет форму квадратную о пяти главах, алтарь с тремя полукружиями: в среднем - три окна, а в северном и южном по одному. В южном полукружии, по переписным книгам 1635-1653 годов, находился придел во имя святого апостола Ермия. А по описи 1668 года его уже не было. В дальнейшем там помещалась церковная ризница. Крышу храма покрыли тесом, а главы мелкой чешуею. У северо-западного угла храма располагалась небольшая каменная колокольня. Феодоровский собор до сих пор остается самым интересным памятником на монастырской территории. До нашего времени дошли иконы, заказанные царем Иоанном Грозным московским мастерам для иконостаса Феодоровского собора: «Троица Ветхозаветная», «Святитель Иоанн Златоуст в житии», «Никола в рост» (святителя Николая в житии), в том числе и храмовый образ «Великомученик Феодор Стратилат в житии», а также иконы Божией Матери «О Тебе радуется» и «Одигитрия». Ныне эти произведения XVI века хранятся в Переславском историко-художественном музее.

    Особо почиталась Феодоровская икона Божией Матери (XVII в.), прекрасного письма, но она не сохранена.

    Икона «Троица Ветхозаветная»
    Икона «Троица Ветхозаветная». Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Щедрые пожертвования в Феодоровскую обитель от царских особ поступали регулярно. Факты пожалования царями вотчин подтверждаются монастырскими документами второй половины XVI века и описями XVII века.

    Икона сятителя Иоанна Златоуста в житии
    Икона сятителя Иоанна Златоуста в житии. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Так, царь Феодор Иоаннович (1584-1598), причастный своим рождением к обновлению монастыря, «дал - 12 кобылиц, дворцовое село Ильинское и установил кормы по отцу, матери и брату».

    Царь Борис Годунов
    Царь Борис Годунов. Гравюра. XVIII век.

    Неоднократно посещал обитель и царь Борис Годунов (1598-1605). В 1598 году во время богомольного похода в монастыри Переславля он побывал в Феодоровской обители с чадами и домочадцами. В память о царе Феодоре Борис Годунов пожертвовал монастырю двести рублей.

    Икона Божией Матери «О тебе радуется»
    Икона Божией Матери «О тебе радуется». Письмо Феодора Дармина. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Перед нашествием польско-литовских войск монастырю принадлежали: село Феодоровское, деревни Потанино, Половецкое, село Ильинское с деревнями Каргашино, Самково, Тощебулово, Петрилово, Омашево, Дуброво, Пешково, Ростовцево, Обрютево, Горицы, Матфейково, Григорьеве, село Покровское, село Ивановское, деревня Беревники и деревня Хорошево.

    Икона Божией Матери «Одигитрия»
    Икона Божией Матери «Одигитрия». Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Спокойное течение жизни прервали так называемые «смутные времена». Польско-литовское нашествие 1608-1618 годов опустошает Переславль. Все монастыри города в этот период подверглись безжалостному и сознательному уничтожению иноплеменниками. Феодоровская обитель «претерпела значительное опустошение и разорение». В вотчинах «Феодоровского монастыря осталась самая незначительная часть. Остальное все погибло... а монастырская слободка вся выжжена до кола и крестьяне посечены» - так записано в «Дозорной книге» того времени.

    Икона святителя Николая
    Икона святителя Николая. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Последующие годы были направлены на восстановление утраченного. В 1619 году царь Михаил Феодорович (1613-1645), первый из рода Романовых, посещал Феодоровский монастырь, совершая богомольный поход к Феодоровской иконе Божией Матери.

    Царь Михаил Федорович Романов
    Царь Михаил Федорович Романов. Миниатюра из Титулярника. 1672 год.

    В 1622-1623 годах по указу царя Михаила Феодоровича игумен Рафаил «монастырь огородил» - вокруг обители была построена деревянная стена с восемью башнями - «и в церкви образы все поновил». На деньги царя, княжны Мстиславской, переславского воеводы И. Селунского, самого игумена «построили кельи игуменские и братские» и «храм большой покрыли». При игумене Рафаиле также «храм поставили теплый, два престола - Введение Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою, да Святые ворота». На личные средства игумена Рафаила были сделаны пять крестов на «большой храм». Однако начавшееся устройство монастыря было прервано сильным моровым поветрием 1654 года. Во время этой эпидемии «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек. В 1667 году чума вновь посещает Московию...

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос