День памяти Авраамия Ростовского

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    4. Проповедь, сказанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в день памяти преподобного Авраамия Ростовского.

    Молитвами преподобного Авраамия, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

    Сегодня из Евангелия читался отрывок, который всегда читается в дни празднования тех, кого Церковь именует преподобными. В дни памяти преподобных всегда напоминает нам Евангелие о том, кого Господь Иисус Христос называет блаженным, кому Он обещает райские блаженства. А обещает Он их всем, кто соблюдет Его заповеди. Он называет блаженными нищих духом, плачущих о своих грехах, кротких и чистых сердцем и т. д. Господь не просто призывает соблюдать эти заповеди. Он показывает это на Своем собственном примере, потому что говорит, как мы могли слышать в другом отрывке из Евангелия, прочитанном вчера на утрени: «Придите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-30). Поэтому людей, которые научились от Самого Господа всему этому, и называют «преподобными», то есть уподобившимися Христу Богу.

    Преподобный Авраамий, память которого мы сегодня празднуем, с юных лет был расслаблен телом, как говорится в его Житии. Но душа его желала исцеления. Однажды в доме его родителей остановились путники. Они были христианами и рассказывали о множестве чудес и исцелений, которые Бог совершает над уверовавшими во Христа. Юный Иверк, как звали Авраамия в детстве, всей душой обратился тогда к Богу и дал обет, обещание, что если выздоровеет, станет служить Ему. И Господь исцелил отрока, который, чтобы исполнить данный обет, ушел из родительского дома и стал монахом.

    Преподобный Авраамий поселился в Ростове, проводя уединенную жизнь. Однако он очень скорбел, видя множество людей, которые не познали Христа, не знали Его заповеди и то блаженство, которое дает человеку их исполнение. Люди всегда желают жить счастливо. Никто не хочет страдания, оно противоестественно для людей. Человек был создан для блаженства, для того, чтобы быть всегда с Богом и наслаждаться общением с Ним. Но непослушание людей в раю привело к катастрофе. Оно исказило представление людей о подлинном счастье. Избавиться от последствий греха, отныне ставшего неотъемлемой частью человеческой природы, человек не мог своими силами. Поэтому Бог и стал человеком, чтобы исцелить человека, отпавшего от Бога. Господь Иисус Христос для исцеления человеческого естества, Сам будучи безгрешен, но «нашего ради спасения», претерпел множество скорбей от гнавших его иудеев, претерпел распятие и смерть на Кресте, но послушанием Богу Отцу исцелил в Самом Себе поврежденную грехом человеческую природу.

    Чтобы стяжать «преподобие», необходимо следовать за Христом, путь Которого был скорбен. Сам Господь сказал, что тесен путь и узки врата, ведущие в Царство Небесное. Поэтому для желающих исцеления от греха необходимо несение креста, который у каждого свой. Наш Крест — это горькое лекарство, но оно позволяет тем, кто будет терпеливым до конца, насладиться потерянным здоровьем телесным, душевным и духовным. Когда, с Божьей помощью, человек обретает духовное здоровье, Господь ставит этот вновь зажженный светильник высоко, чтобы светил всем.

    Преподобный Авраамий прошел школу борьбы с грехом на своем собственном опыте. Он знал все его хитрости и коварство. Грех склоняет людей искать прежде всего то, что могло бы быстро и без труда принести удовольствие человеческому естеству. С момента грехопадения первых людей желание наслаждений становится настоящим идолом для человека. Люди живут только для наслаждений, культивируют их в себе и служат им. Так и те несчастные, которые жили в Ростове во времена прп. Авраамия, поклонялись идолу Велесу который олицетворял собой довольство жизнью и достаток.

    Преподобному Авраамию горько было наблюдать эту печальную картину. Он исполнен был ревности сокрушить этого идола, чтобы помочь людям обрести духовное здоровье. Господь Иисус Христос не хочет погибели ни единого из людей, но хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Святой Авраамий хотел того же самого и готов был предпринять для этого изнурительное и опасное путешествие на. Восток, в дом апостола Иоанна Богослова. Он верил, что ревностный апостол и возлюбленный ученик Господа поможет ему в распространении Благой Вести о спасении. Святой хотел, чтобы и в этом диком пока крае люди познали свое заблуждение и увидели, что идол — это ничто и никак не может дать людям подлинного счастья. И Господь, видя его ревность, послал ему Свою помощь и сократил его путь. Преподобный встретил апостола Иоанна всего через четыре версты своего путешествия. Так Господь всегда сокращает путь тех, кто искренно ищет Его.

    Вы знаете, что преподобный Авраамий сокрушил идола, и мало-помалу свет Христовой истины воссиял и над нашим краем. Многочисленный сонм святых подвижников, просиявших благодатью Святого Духа в Ростово-Ярославской земле, — тому подтверждение. Сегодня мы вспоминаем события давно минувших дней, вспоминаем жизнь преподобного Авраамия, его труды по стяжанию преподобия Богу, его ревность в распространении веры Христовой. И если мы хотим действительно почтить память этого угодника Божия, то давайте начнем борьбу с теми дурными наклонностями и привычками, которые стали нашими идолами, которые владеют нами. Давайте начнем эту трудную внутреннюю работу сегодня, не будем откладывать на потом, в надежде, что мы еще поживем немного для себя, а потом начнем жить для Бога.

    Среди людей, регулярно посещающих храм Божий, редко можно найти такого, кто совершал бы тяжкие смертные грехи. Однако множество так называемых «мелких» грехов является нашей повседневной реальностью. Человек, каждый раз идя ко Причастию, исповедует одни и те же «мелкие» грехи. Получается, что он понимает, что грешит и грехи препятствуют ему соединиться с Богом, но не в силах перестать их совершать. Оказывается, что эту «мелочь» сокрушить невозможно. Эта «мелочь» — это наши идолы сегодня. И у них есть имена: невоздержание языка, зрения и чрева, осуждение ближнего, нетерпение скорбей, ропот на Бога и ближнего, желание легкой и безбедной жизни, сластолюбие, эгоизм, тщеславие, самообольщение, самооправдание и еще бесчисленное множество имен. Своими силами нам никогда не справиться с этими болезнями нашего поврежденного естества.

    Но невозможное человеку возможно Богу. Нужно помнить, что Он затем и пришел на землю, чтобы спасти нас от этого гибельного состояния. Преподобный Авраамий был таким же человеком, как и мы. Но он возжелал спасения, и Бог его спас. Поэтому путь преподобного Авраамия, которым он прошел, неся свой крест, не закрыт и для нас. Нужно осознать, что чаще всего этим крестом, этим лекарством от греха, исцеляющим нас от болезни, является наш ближний. Господь ведь не говорит, чтобы мы возлюбили какого-то абстрактного человека или всех людей вообще. Ближний потому и называется ближним, что он всегда рядом. Вот его-то и необходимо научиться терпеть и прощать, И видя это терпение, Бог даст со временем и любовь. Нужно осознать это и воспользоваться этим средством, которое дает Господь для нашего спасения. Только «мелкие» грехи мешают нам это сделать.

    Поэтому, если мы восстанем от своего постоянного духовного расслабления, как восстал в свое время с Божьей помощью отрок Иверк, ставший впоследствии святым Авраамием, если подлинно захотим перестать грешить всеми этими «мелкими» грехами, если начнем сокрушать этих идолов, не успеем пройти по этому пути и «четырех верст», как получим помощь от Бога в нашей нелегкой земной жизни. А по ее окончании и Царствие Небесное, уготованное всем тем, кто сумел претерпеть все ее горести без ропота и с любовью. Помоги нам всем в этом, Господи. Аминь.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос