Храмы Ярославской области

Ростовский район

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Ярославской области
  • Село Ишня
    Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне

    Адрес: Ярославская область, Ростовский район, с. Богослов.

    Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.

    В трех километрах к юго-западу от Ростова, у реки Ишни, расположено небольшое село Богослов. Оно знаменито своей деревянной церковью Иоанна Богослова, построенной в 1687 году. Это единственный столь древний деревянный храм Ярославской области и один из немногих в центре России. Вблизи села пролегают две важные коммуникации страны - железная и шоссейная дороги на Москву. Проезжающие по ним в течение короткого времени видят стройный силуэт церкви.

    А те ,кто интересуется древнерусским зодчеством, могут ознакомиться с данным памятником с необходимой полнотой, поскольку он уже многие годы является филиалом Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Об известности Богословской церкви свидетельствует посвященная ей обширная научная и популярная литература XIX — XX веков, на основании которой и составлен настоящий очерк.

    Согласно житийному преданию, на месте будущей церкви монаху Авраамию явился апостол Иоанн Богослов. Он вручил преподобному трость и велел ею разрушить идола Белеса, которому поклонялась часть жителей Ростова. Совершив это, Авраамий основал на месте языческого капища Ростовский Богоявленский монастырь.

    Первые достоверные сведения о поселении, носящем ныне название Богослов, относятся к XVI веку. Тогда оно принадлежало государству и называлось «деревней Богословской». Находясь у «перевоза» через реку Ишню в том месте, где последнюю пересекала одна из древнейших коммуникаций региона — дорога на Москву, деревня Богословская обладала особой функцией — ее жители, кроме чисто сельских занятий, осуществляли перевозку путников через реку. В том месте имелось некое подобие парома - движущийся «плот».

    Царь Иван Грозный (1533-1584 гг.), демонстрируя особое почитание святого Авраамия, пожаловал эту деревню Богоявленскому монастырю. После чего в ней на монастырские средства была построена деревянная церковь Иоанна Богослова. В писцовых книгах 1629-1631 годов теперь уже не деревня, а село Богословское и его церковь описаны следующим образом: «В Сотемском же стану, в вотчине Богоявленского монастыря село Богословское на реке Ишне и на речке Гороховке; а в селе церковь Иванна Богослова древян клетцки, а церковь и в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строение монастырское; у церкви двор попов пуст... Того ж ... села выставка — слободка Богословская у реки Ишни, у перевозу, а в ней живут монастырские служебники для перевозу».

    Дошедший до нас храм был построен взамен предшествовавшего по заказу властей того же Богоявленского монастыря в 1687 году, о чем свидетельствует надпись на антиминсе, освященном известным ростовским митрополитом Ионой (1652-1690 гг.). За протекшие столетия как наружный, так и внутренний облик церкви претерпели ряд изменений. В XIX веке с запада к ней пристроили ныне существующую колокольню.

    В том же столетии демонтировали южную часть галереи, а саму церковь обшили тесом; кроме того, чтобы не нарушилось равновесие здания, оставшиеся северную и западную галереи подперли кирпичными столбами. Но даже и в таком виде памятник не утратил художественной полноценности. Сельские строения удалены от церкви на значительное расстояние, что позволяет свободно любоваться ею со всех четырех сторон.

    По своей общей композиции она принадлежит к типу ярусных церквей, распространенных в России конца XVII века. Здание имеет два этажа. Первый из них, называемый подклетом, предназначен для хозяйственного использования, во втором располагается сама церковь. Как бы вознесенный на этот подклет храм господствует над всей окружающей местностью. В плане он состоит из квадратного четверика собственно церкви, восточного алтарного прируба, западного объема трапезной и охватывающих его с севера и запада папертей-галерей. Средний четверик церкви сделан очень высоким.

    Над его пологой крышей высится восьмерик, кровля которого служит переходом к третьему ярусу — шестигранному, слегка расширяющемуся кверху. Выше расположен небольшой купол и барабан с луковичной главкой, увенчанной крестом. Отмеченное сочетание восьмерика и шестерика является одной из самых оригинальных черт в конструктивном решении здания. Объемы алтаря и трапезной, завершенные так называемыми «бочками» с лемеховым покрытием, значительно понижены относительно собственно церкви, чем подчеркивается ее вертикализм и динамичность композиции.

    Галерея, опирающаяся на бревенчатые консоли большого выноса, первоначально казалась висящей в воздухе. Основу ее конструкции составляют прогоны и стойки, промежутки между которыми забраны в косяк тесом. Низ и верх оконных проемов оформлены резными досками. Эти проемы закрываются специальными деревянными ставнями, двигающимися по вертикально расположенным пазам.

    Интерьер церкви производит не менее сильное впечатление, чем ее наружный облик. Невысокое полутемное помещение галереи с наклонным перекрытием и массивно круглящимися толстыми бревнами сруба резко контрастирует с высоким, наполненным светом пространством собственно церкви и трапезной, стены которых настолько чисто выстроганы, что кажутся почти полированными. Трудноразличимы пазы между бревнами, столь тщательно они подогнаны. Замечательны потолки этих помещений, набранные из небольших досок «в елку».

    По бокам солеи расположены клиросы, украшенные резьбой. У восточной стены церкви сохранились расписные фрагменты первоначального тяблового иконостаса и резные позолоченные царские врата. Это копия царских врат 1562 года, выполненная в 1883-1884 годах ростовским резчиком В.Л. Никольским.

    Завершая рассказ о Богословской церкви, важно подчеркнуть, что она является единственным материальным свидетельством высочайшего мастерства ростовских плотников конца XVII века.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос