Разрушенные храмы

Переславля

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Краткий очерк истории Переславля.
  • Разрушенные храмы Переславской земли.

    В 1920-е гг. и позднее новая власть в массе переименовала улицы Переславля: Московская стала Советской, Рождественская - Проездной. Духовая - Большой Протечной, Троицкая - Комитетской, Соборная - Садовой, Симеоновская - Ростовской, Знаменская - Трубежной, Владимирская - Комсомольской, Вознесенская - улицей Свободы, Старая и Новая Куманинская - Пролетарской, Базарная площадь - Народной, Сергиевский мост - Центральным и т.д. Цель дорогостоящих переименований - забвение жителями местной истории для замены её советским суррогатом истории - типовым для всех местностей и городов, забвение веры отцов, переславцы должны забыть о своих храмах, которые вскоре были закрыты и большей частью уничтожены.

    Жительница Переславля вспоминала: «Эти же годы ознаменовались разрушением церквей, которых в Переславле было очень много... я не помню, какие церкви были разрушены, но груд кирпича в городе было много». Из 26 приходских храмов Переславля в 1930-х гг. полностью уничтожено 17. Разрушены также собор и колокольня Никольского монастыря, колокольня Феодоровского монастыря.

    По выходе из городских валов дорога на Ростов пересекает р. Трубеж, мост через реку назывался Сергиевским по имени церкви Преподобного Сергия Радонежского (другие приделы - Святой Троицы, Великомученицы Екатерины и Казанской иконы Божией Матери), взорванной в конце 1930-х гг.

    Храм закрыт в 1920-х гг. Погиб тонкой резьбы иконостас, и только створки царских врат со скульптурным изображением «Тайной Вечери» были перенесены в Переславский музей.

    С 1901 г. священником Троицкой церкви Переславля был Алексадр Григорьевич Розанов. До этого, с 1886 г., он был священником Феодоровского монастыря. В 1916 г. настоятелем храма снова был священник Александр Розанов. Елховский вспоминал: «В первые же дни войны (1914 г.) провожали из Переславля офицеров запаса. Среди них были и наши бывшие семинаристы: Розанов Иван - сын священника Троицкой (Сергиевской) церкви, что у Сергиевского моста, отца Александра Розанова, Капацинский Василий и другие. Мы их провожали после напутственного молебна в городском соборе уже часов в 9 вечера». При храме было приходское Сергиевское училище. С 1880 г. учителем при Сергиевском приходском училище был Василий Александрович Смирнов. В 1878 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в том же году назначен учителем в с. Синжаны Меленковского уезда, и всё в том же году перевелся Учителем в школу при Гусевском заводе (ныне г. Гусь-Хрустальный).

    Поблизости от Сергиевского храма на Базарной площади (теперь народной) до 1930-х гг. стояла Князь-Владимирская церковь, её строительство на месте деревянной церкви началось в 1791 г. В 1803 г. был освящен новопостроенный храм Равноапостольного князя Владимира с приделами Благовещения и Святых мучеников Кирика и Иулитты.

    На той же площади, в западной её части близ берега р. Трубеж, в начале 1930-х гг. была разрушена построенная на месте двух деревянных церквей в 1770 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В народе церковь часто называли Космо-Дамианской, по приделу.

    Павел Васильевич Ильинский со свидетельством о выслушании курса богословских наук, т.е. у него не было свидетельства об окончании Владимирской семинарии, поступил в 1868 г диаконом Николо-Галейской церкви Владимира, с 1876 г. - диакон в домовой церкви Александро-Невской мужской гимназии. В1878 г. получил свидетельство об окончании семинарии. С 1880 г. - священник церкви с. Иналова Юрьевского уезда, с 1882 г. - Богородицерождественской церкви Переславля, с 1888 г. - эконом Владимирской семинарии, с 1890 г. - священник Скорбященской церкви Владимира. Много печатался во Владимирских губернских ведомостях (с 1872 по 1898 г. во Владимирских епархиальных ведомостях, «Русском архиве», Трудах Владимирской архивной комиссии.

    С 1891 г. священником Успенской церкви был Иван Петрович Альбицкий. Он окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1860 г. В 1862 г. рукоположен во священника Церкви Петропавловского монастыря в Юрьеве-Польском. С 1872 по 1873 г. служил в Троицкой церкви г. Владимира, с 1873 по 1884 - владимирской Петропавловской церкви, с 1884 по 1891 - в Ильинской церкви г. Владимира. Печатался во Владимирских епархиальных ведомостях. В 1920-х гг. Успенскую церковь закрыли, в 1930-х гг. она была разобрана по ходатайству горсовета на кирпич для бани. На Симеоновской улице (ныне Ростовская), названной по церкви Симеона Столпника г.Переславля (сохранилась до нашего времени) до 1930-х гг. стояла церковь Святителя Иоанна Златоуста с приделом Праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь на этом месте стояла уже в начале XVII в, каменную Златоустовскую церковь построили в 1803-1820 гг.

    В Красном переулке, рядом с Симеоновской улицей, напротив дома Темериных стояла Крестовоздвиженская церковь с приделом Великомученицы Варвары, построенная в 1785 г. на месте деревянной, существовавшей уже в начале XVII в.

    Храм был закрыт в 1924 г и разорён. Икона XVI в. из Крестовоздвиженского храма Пресвятая Богородица «Гора Нерукосечная» находится в Переславском Историко-художественном музее. Храм снесён в начале 1930-х гг. Из его кирпича предполагали построить баню.

    В 1919 г. прихожане заключили с представителями власти типовой договор о бессрочном пользовании зданием храма. В 1929 г. для проверки выполнения договора храм посетила комиссия. Она отметила, что железная крыша храма в 1912 г. покрашена, в некоторых местах нужно сделать вычинку цоколя и исправить ступени входные и на колокольне. В 1931 г. в заключении комиссии уже говорится, будто храм пришёл в такое состояние, «что грозит обвалом... и могут быть несчастные случаи». Дело в том, что в марте 1930 г. горсовет «наметил в текущем году сломать 6 церквей: Вознесенскую, Златоустинскую, Соборную колокольню, Духовскую, Ильинскую и Иоанна Предтечи», вопрос о закрытии храмов находился на рассмотрении облисполкома. В апреле 1930 г. Главнаука в своём письме не возражала против разборки Духовской и Предтеченской церквей. В мае 1932 г директор строившейся фабрики киноплёнки писал в Переславский музей: «Ввиду того, что имеющиеся в районе кирпичные заводы не могут полностью обеспечить развивающегося строительства, фабрика вынуждена изыскивать способы получения строительного кирпича другими путями... просим сообщить, какие из существующих в Переславле церквей Главнаукой признаны не имеющими исторической ценности и разрешены к сносу. Для фабрики желательны церкви Предтеченская на Неглинной и Духа, как находящиеся в непосредственной близости к объектам строительства». К 1934 г. храм был разобран, на его месте стоит одноэтажный дом в четыре окна, построенный для рабочих фабрики «Красное эхо».

    Переславская рыбацкая слобода Рыбаки исстари находилась во владении великих князей московских. В первый раз она упоминается в актах XVI в. В 1506 г. великий князь Василий Иванович в уставной грамоте переславским рыболовам писал: «Пожаловал старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей переславских стольнича пути. Кто у них волостель наш ни будет и он у них ходит по сей нашей грамоте. А наместницы наши переславские и их тиуны приставов на них не дают ни в каких делех и не судят их ни в чём опричь одного душегубства... А кто имет рыбу ловити на моём озере на Переславском неводом или сетью или бредником - мой ли кто, великого князя или митрополичь или боярской или монастырской - и те все потянут в мою поварню великого князя с моими рыболови во всякие протори. А дают мне оброк на мой дворец с году на год». Эта жалованная грамота была подтверждена великим князем Иоанном Васильевичем, царём Феодором Иоанновичем и Борисом Годуновым. По писцовым книгам 1562 г. рыболовов было 98 человек. Им было велено «ловити сельди на царя и великого князя безурочно, да на царя ж ловити им на поледной ловле две ночи, на царицу - ночь, на поледчика ночь, да на стольника ночь, да на двух наместников по ночи. Да рыболовам же дано круг озера Переславского от воды берегу суши по 10 сажен для пристанища, где им неводы с сети вешати».

    Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (на фото слева) стояла на берегу озера Плещеева при устье р. Трубеж на конце рыбацкой слободы. На месте этой церкви был Введенский монастырь (сведения о нём восходят к началу XV в.) Игумен Переславского Введенского монастыря Савва, упоминается в документах при великом князн Василии Димитриевиче (ум. 1425). Переславской Введенской пустыни строитель Лаврентий упоминается в 1737 г. В 1764 г. Введенский монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. Она сохраняла вне и внутри архитектурные особенности XVIII в. Престолов было два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи.

    Иконостас был старого устройства, резные Царские врата сохраняются и в наше время в музее.

    В 1880 г. к Введенской церкви Переславля из с. Соломидина был переведен священник Алексей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1858 г., в 1862 г. назначен священником Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского. В 1877 г. переведен к Церкви с. Соломидина Переславского уезда.

    В Рыбной слободе уже в 1-й половине XVI в. существовала деревянная церковь Пророка Божия Илии. В 1778 г. освящена каменная Ильинская церковь. В 1803 г к ней пристроена колокольня, на которой был колокол с надписью: «7159 года марта 23 положил сей колокол Переславской слободки торговый человек Лев Гаврилов сын Темерин».

    Храм закрыли в 1923 г. Иконостас был уничтожен, церковь разграблена, иконы XVI в. «Святитель Николай» и «Св. великомученица Варвара» сохранились в коллекции Переславского музея. Несмотря на определение Главнауки, что «Ильинская церковь представляет большой историко-архитектурный интерес и её следует сохранить», в 1930-х гг. она была разрушена.

    Христорождественская церковь стояла у западных городских ворот. По названию церкви и улица называлась Рождественской. В XV в. здесь был мужской Рождественский монастырь, позднее приписанный к Троицкому Данилову монастырю.

    В 1797 г. на месте деревянной церкви на средства дворянки Самсоновой и других прихожан был построен каменный храм Рождества Христова с приделом Николая Мирликийского Чудотворца. В 1930-е годы церковь разобрали.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Разрушенные храмы Переславской земли - продолжение.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос