Разрушенные храмы

Переславля

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Краткий очерк истории Переславля.
  • Разрушенные храмы Переславской земли.

    В 1920-е гг. и позднее новая власть в массе переименовала улицы Переславля: Московская стала Советской, Рождественская - Проездной. Духовая - Большой Протечной, Троицкая - Комитетской, Соборная - Садовой, Симеоновская - Ростовской, Знаменская - Трубежной, Владимирская - Комсомольской, Вознесенская - улицей Свободы, Старая и Новая Куманинская - Пролетарской, Базарная площадь - Народной, Сергиевский мост - Центральным и т.д. Цель дорогостоящих переименований - забвение жителями местной истории для замены её советским суррогатом истории - типовым для всех местностей и городов, забвение веры отцов, переславцы должны забыть о своих храмах, которые вскоре были закрыты и большей частью уничтожены.

    1929 г. Воспоминания жительницы Переславля, в то время – маленькой девочки: «Начались обыски... в дом вваливались полупьяные мужики с бранью и угрозами и начинали обшаривать каждый угол, каждый ящик, выкидывая всё на пол...Приходили и к нам (в квартиру сына священника). Взяли у нас две объеденных, без кончиков серебряных ложки и 90 копеек, выпущенных до 1924 г. (тогда они были ещё из серебра).

    Жительница Переславля вспоминала: «Эти же годы ознаменовались разрушением церквей, которых в Переславле было очень много... я не помню, какие церкви были разрушены, но груд кирпича в городе было много». Из 26 приходских храмов Переславля в 1930-х гг. полностью уничтожено 17. Разрушены также собор и колокольня Никольского монастыря, колокольня Феодоровского монастыря.

    По выходе из городских валов дорога на Ростов пересекает р. Трубеж, мост через реку назывался Сергиевским по имени церкви Преподобного Сергия Радонежского (другие приделы - Святой Троицы, Великомученицы Екатерины и Казанской иконы Божией Матери), взорванной в конце 1930-х гг.

    В 1929 г. Главнаука определила, что эта церковь, построенная в 1782 г. на средства прихожан, «является наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи. Чрезвычайной художественностью по искусству резьбы по дереву отличается убранство верхнего этажа...».

    Храм закрыт в 1920-х гг. Погиб тонкой резьбы иконостас, и только створки царских врат со скульптурным изображением «Тайной Вечери» были перенесены в Переславский музей.

    Сергиевскую церковь по приделу часто называли Троицкой, даже в официальных документах.

    С 1822 до своей кончины в 1830 священником в Троицкой церкви был Григорий Маркович Радугин. Иван Мефодиевич Кохомский с 1833 г. диакон Троицкой церкви Переславля.

    С 1875 по 1901 г. - священником Троицкой церкви был Владимир Иванович Свирелин, окончивший Владимирскую семинарию в 1846 г. С 1848 он был рукоположен во священника Владимирской церкви Переславля, в 1853 г. он переведен в Переславский собор, с 1885 г. - протоиерей. В 1901 г. вышел за штат. В 1898 г. праздновался его юбилей, 50-летие служения во священническом сане. Его сын Владимир в 1876 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1883 г. Вифанскую семинарию.

    С 1901 г. священником Троицкой церкви Переславля был Алексадр Григорьевич Розанов. До этого, с 1886 г., он был священником Феодоровского монастыря. В 1916 г. настоятелем храма снова был священник Александр Розанов. Елховский вспоминал: «В первые же дни войны (1914 г.) провожали из Переславля офицеров запаса. Среди них были и наши бывшие семинаристы: Розанов Иван - сын священника Троицкой (Сергиевской) церкви, что у Сергиевского моста, отца Александра Розанова, Капацинский Василий и другие. Мы их провожали после напутственного молебна в городском соборе уже часов в 9 вечера». При храме было приходское Сергиевское училище. С 1880 г. учителем при Сергиевском приходском училище был Василий Александрович Смирнов. В 1878 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в том же году назначен учителем в с. Синжаны Меленковского уезда, и всё в том же году перевелся Учителем в школу при Гусевском заводе (ныне г. Гусь-Хрустальный).

    Поблизости от Сергиевского храма на Базарной площади (теперь народной) до 1930-х гг. стояла Князь-Владимирская церковь, её строительство на месте деревянной церкви началось в 1791 г. В 1803 г. был освящен новопостроенный храм Равноапостольного князя Владимира с приделами Благовещения и Святых мучеников Кирика и Иулитты.

    В 1848 г. к Владимирской церкви Переславля был назначен священник Владимир Иванович Свирелин, окончивший Владимирскую семинарию в 1846 г. С 1853 г он переведен в Переславский собор, с 1875 г. – священник Троицкой церкви, с 1885 г. - протоиерей. В 1901 г. вышел за штат. В 1898 г. праздновался его юбилей, 50-летие служения во священническом сане.

    С 1864 по 1869 г. священником Князь-Владимирской церкви был Павел Иванович Никольский. В 1844 г. он окончил Владимирскую семинарию, служил в храмах Переславля и Переславского уезда. В 1869 г. переведен к Иоанно-Богословскому храму Переславля. В 1895 г. вышел за штат.

    В 1869 г. к Князь-Владимирской церкви Переславля переведен священник Иоанн Строев, окончивший в 1832 г. Владимирскую семинарию. С 1833 г. священник Успенской церкви Переславля, с 1882 г. вышел за штат.

    Здание храма после закрытия использовали под библиотеку, после разрушения на его месте построили здание райкома КПСС (теперь мэрия).

    На той же площади, в западной её части близ берега р. Трубеж, в начале 1930-х гг. была разрушена построенная на месте двух деревянных церквей в 1770 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В народе церковь часто называли Космо-Дамианской, по приделу.

    Николай Антонович Кудрявцев с 1819 г. назначен священником Космодемьянской церкви Переславля, в 1822 г. переводится к церкви погоста Троицкого Александровского уезда. В 1859 г. вышел за штат.

    Иван Григорьевич Тихонравов в 1848 г., сразу после окончания Владимирский семинарии, назначается священником Богородицерождественской церкви Переславля, в 1877 г. переведен в с. Даратники, в 1881 г. почисляется за штат, скончался 30 июня 1893 г.

    В 1822 г. священником Козмодемьянской церкви назначается выпускник Владимирской семинарии Илья Иванович Покровский. В 1831 г. он переводится в с. Веськово.

    Павел Васильевич Ильинский со свидетельством о выслушании курса богословских наук, т.е. у него не было свидетельства об окончании Владимирской семинарии, поступил в 1868 г диаконом Николо-Галейской церкви Владимира, с 1876 г. - диакон в домовой церкви Александро-Невской мужской гимназии. В1878 г. получил свидетельство об окончании семинарии. С 1880 г. - священник церкви с. Иналова Юрьевского уезда, с 1882 г. - Богородицерождественской церкви Переславля, с 1888 г. - эконом Владимирской семинарии, с 1890 г. - священник Скорбященской церкви Владимира. Много печатался во Владимирских губернских ведомостях (с 1872 по 1898 г. во Владимирских епархиальных ведомостях, «Русском архиве», Трудах Владимирской архивной комиссии.

    Василий Алексеевич Яновский в 1890 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1892 г. - священник с. Усолья Переславского уезда, с 1896 г. - священник Богородицкой церкви г. Переславля.

    В 1918 г. в Переславле был настоящий голод. Современник писал: «Многие дети духовенства в это время уже собирали милостыню, ходили даже и сами священники, например, отец Василий Яновский - священник Косьмо-Дамианской церкви, что на базарной площади».

    На берегу р. Трубеж стояла построенная на месте деревянной в 1775 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы (на фотографии изображён иконостас Успенской церкви) с приделом Святого апостола Филиппа. Местные жители по названию придела и саму церковь называли Филипповской. Деревянная церковь на этом месте по документам была известна с начала XVII в., в патриарших окладных книгах 1628 г. записана «церковь святого апостола Филиппа (в Рыбной слободе) на посаде...».

    С 1833 г. священником Успенской церкви Переславля был назначен Иван Иванович Строев, окончивший в 1832 г Владимирскую семинарию. В 1869 г. о. Иоанн переведен к Князь-Владимирской церкви Переславля, с 1882 г. вышел за штат.

    9 лет настоятелем Успенской церкви был священник Дмитрий Петрович Казанский. Он окончил Владимирскую духовную семинарию в 1875 г. С1882 г. - священник Успенской церкви Переславля. В 1891 г. переведен к церкви с. Ставрова Владимирского уезда. Скончался 2 января 1898 г.

    С 1891 г. священником Успенской церкви был Иван Петрович Альбицкий. Он окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1860 г. В 1862 г. рукоположен во священника Церкви Петропавловского монастыря в Юрьеве-Польском. С 1872 по 1873 г. служил в Троицкой церкви г. Владимира, с 1873 по 1884 - владимирской Петропавловской церкви, с 1884 по 1891 - в Ильинской церкви г. Владимира. Печатался во Владимирских епархиальных ведомостях. В 1920-х гг. Успенскую церковь закрыли, в 1930-х гг. она была разобрана по ходатайству горсовета на кирпич для бани. На Симеоновской улице (ныне Ростовская), названной по церкви Симеона Столпника г.Переславля (сохранилась до нашего времени) до 1930-х гг. стояла церковь Святителя Иоанна Златоуста с приделом Праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь на этом месте стояла уже в начале XVII в, каменную Златоустовскую церковь построили в 1803-1820 гг.

    В 1815 г. к Златоустовской церкви определен во священника Григорий Маркович Радугин. В 1822 г. он переведен к Троицкой церкви Переславля, и в июле 1830 г. - скончался.

    В 1823 г. к Златоустовской церкви переведен брат предыдущего священника Иван Маркович Радугин. Здесь он служил до своей кончины. В 1830-е гг. к церкви Иоанна Златоуста был определён во священника окончивший Владимирскую Духовной семинарии Василий Петрович Соколов.

    С 1837 г. священником Златоустовской церкви Переславля был назначен Василий Петрович Соловьев, в 1836 г окончивший Владимирскую семинарию. В 1865 г. он вышел за штат, и в 1874 г. - скончался.

    В 1844 г. диаконом к Златоустовской церкви был назначен Алексей Дмитриевич Беляев (окончил Владимирскую семинарию в 1842 г., с 1848 г. диакон Юрьевского собора, скончался 22 мая 1868 г.

    В 1868 г. к Златоустовской церкви назначен священник Петр Иванович Лебедев, окончивший Владимирскую семинарию в том же году.

    В 1928 г. Главнаука разрешила сломать церковь «как менее ценную в архитектурном отношении». Храм был закрыт в 1929 г. и в 1930-х гг. снесён. На его месте сейчас одноэтажное здание магазина.

    В Красном переулке, рядом с Симеоновской улицей, напротив дома Темериных стояла Крестовоздвиженская церковь с приделом Великомученицы Варвары, построенная в 1785 г. на месте деревянной, существовавшей уже в начале XVII в.

    В 1817 г. к Крестовоздвиженской церкви переведен из Петромитрополитанской церкви Переславля священник Иван Маркович Радугин. В 1823 г. он переведен к Златоустовской церкви.

    С 1822 г. священником Переславской Крестовоздвиженской церкви был Пётр Афанасьевич Вознесенский. В 1820 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. 13 августа 1872 г. исполнилось 50 лет служения в священном сане священника Крестовоздвиженской церкви г. Переславля-Залесского о. Петра Вознесенского и 32 года службы его в должности благочинного окрестных сельских церквей. Духовенство, в знак искреннего уважения и на память знаменательного дня, поднесло ему Животворящий крест серебряный вызолоченный с надписью: «1872 года Августа 13 дня. Признательное духовенство своему о. Благочинному П.А. Вознесенскому в день пятидесятилетнего юбилея его». За штат о. Петр вышел в 1875 г.

    В 1916 г. настоятелем храма был протоиерей Александр Ефимович Альбицкий. В 1884 г. он окончил Владимирскую Духовную семинарию, и в 1887 г определен к Крестовоздвиженской церкви.

    Храм был закрыт в 1924 г и разорён. Икона XVI в. из Крестовоздвиженского храма Пресвятая Богородица «Гора Нерукосечная» находится в Переславском Историко-художественном музее. Храм снесён в начале 1930-х гг. Из его кирпича предполагали построить баню.

    На Большой Протечной улице Переславля напротив восточного пролома валов стояла церковь Святого Духа.

    В древности здесь существовал мужской монастырь, упоминаемый уже в 1586 г. и сожжённый литовцами в Смутное время. В 1617 г. Духовской с Гробли (Гоблей назывался ров Переславской крепости, в XVIII в. заросший, соединявший р. Трубеж и речку Мурмаж) был приписан к Нисскому монастырю. С 1598 по 1617 г. монастырем управлял игумен Мисаил, в 1629 г. - Лаврентий.

    Одноэтажная одноглавая каменная церковь Святого Духа была построена на средства прихожан в 1788 г. Иконостас в церкви был трёхъярусный, деревянный с резьбой, с двумя колоннами у царских врат. На каменной трёхъярусной колокольне Духовской церкви размещались семь колоколов, самый большой из которых «куплен в 1847 году на средства прихожан... по весу 214 пуд. 28 ф.» К колокольне с южной стороны примыкала каменная сторожка в два окна. При храме, в доме для причта, с 1885 г. существовала церковноприходская школа. С 1833 г. священником Духовской церкви был Михаил Васильевич Скабовский, окончивший Владимирскую семинарию в 1832 г. Отец Михаил скончался в 1862 г.

    Настоятелем храма в 1916 г. был священник Павел Борисовский. Павел Дмитриевич Борисовский в 1894 г. окончил владимирскую Духовную семинарию. В 1897 г. рукоположен во священника к церкви Сошествия Святого Духа.

    В 1919 г. прихожане заключили с представителями власти типовой договор о бессрочном пользовании зданием храма. В 1929 г. для проверки выполнения договора храм посетила комиссия. Она отметила, что железная крыша храма в 1912 г. покрашена, в некоторых местах нужно сделать вычинку цоколя и исправить ступени входные и на колокольне. В 1931 г. в заключении комиссии уже говорится, будто храм пришёл в такое состояние, «что грозит обвалом... и могут быть несчастные случаи». Дело в том, что в марте 1930 г. горсовет «наметил в текущем году сломать 6 церквей: Вознесенскую, Златоустинскую, Соборную колокольню, Духовскую, Ильинскую и Иоанна Предтечи», вопрос о закрытии храмов находился на рассмотрении облисполкома. В апреле 1930 г. Главнаука в своём письме не возражала против разборки Духовской и Предтеченской церквей. В мае 1932 г директор строившейся фабрики киноплёнки писал в Переславский музей: «Ввиду того, что имеющиеся в районе кирпичные заводы не могут полностью обеспечить развивающегося строительства, фабрика вынуждена изыскивать способы получения строительного кирпича другими путями... просим сообщить, какие из существующих в Переславле церквей Главнаукой признаны не имеющими исторической ценности и разрешены к сносу. Для фабрики желательны церкви Предтеченская на Неглинной и Духа, как находящиеся в непосредственной близости к объектам строительства». К 1934 г. храм был разобран, на его месте стоит одноэтажный дом в четыре окна, построенный для рабочих фабрики «Красное эхо».

    Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи существовала уже в начале XVII в. (деревянная), построена каменной в 1735 г., перестроена в начале XIX в.

    В 1807 г. из богословского отделения Владимирской духовной семинарии в Лаврскую семинарию переведен Феодор Васильевич Тихонравов. В 1812 г он назначен священником в с. Алачино Ковровского уезда, в 1814 г. - Предтеченской церкви Переславля. С 1814 по 1824 г. о. Феодор учитель Переславского духовного училища, с 1824 по 1829 г. - инспектор училища, в 1839 г. - возведен в сан протоиерея, в 1847 г. вышел за штат.

    В 1850 г. к Усекновенской церкви Переславля был рукоположен во священника Иван Ефимович Виноградов, окончивший в 1848 г. Владимирскую духовную семинарию. В 1869 г. он был переведен к Вознесенской церкви Переславля.

    С 1869 по 1877 г. священником Усекновенской церкви был Иван Васильевич Парийский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г., и в следующем году был рукоположен во священника ко храму с. Городищ, откуда и переведен в Переславль. В 1877 г. переведен в с. Елизарово.

    С 1882 г священником Усекновенской церкви Переславля был Илья Владимирович Смирнов. В 1887 г. переведен ко храму Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Переславля.

    С 1887 г. священником Усекновенской церкви становится Александр Феодоритович Смельчаков.

    «Как памятник 2-й категории типа классицизма подлежал сносу по плану картоиздательства СССР». Церковь закрыта в 1930 г. и снесена.

    Переславская рыбацкая слобода Рыбаки исстари находилась во владении великих князей московских. В первый раз она упоминается в актах XVI в. В 1506 г. великий князь Василий Иванович в уставной грамоте переславским рыболовам писал: «Пожаловал старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей переславских стольнича пути. Кто у них волостель наш ни будет и он у них ходит по сей нашей грамоте. А наместницы наши переславские и их тиуны приставов на них не дают ни в каких делех и не судят их ни в чём опричь одного душегубства... А кто имет рыбу ловити на моём озере на Переславском неводом или сетью или бредником - мой ли кто, великого князя или митрополичь или боярской или монастырской - и те все потянут в мою поварню великого князя с моими рыболови во всякие протори. А дают мне оброк на мой дворец с году на год». Эта жалованная грамота была подтверждена великим князем Иоанном Васильевичем, царём Феодором Иоанновичем и Борисом Годуновым. По писцовым книгам 1562 г. рыболовов было 98 человек. Им было велено «ловити сельди на царя и великого князя безурочно, да на царя ж ловити им на поледной ловле две ночи, на царицу - ночь, на поледчика ночь, да на стольника ночь, да на двух наместников по ночи. Да рыболовам же дано круг озера Переславского от воды берегу суши по 10 сажен для пристанища, где им неводы с сети вешати».

    Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (на фото слева) стояла на берегу озера Плещеева при устье р. Трубеж на конце рыбацкой слободы. На месте этой церкви был Введенский монастырь (сведения о нём восходят к началу XV в.) Игумен Переславского Введенского монастыря Савва, упоминается в документах при великом князн Василии Димитриевиче (ум. 1425). Переславской Введенской пустыни строитель Лаврентий упоминается в 1737 г. В 1764 г. Введенский монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. Она сохраняла вне и внутри архитектурные особенности XVIII в. Престолов было два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи.

    Иконостас был старого устройства, резные Царские врата сохраняются и в наше время в музее.

    В 1824 г. священником в Введенскую церковь был определен Алексей Иванович Остроумов в 1822 г. окончивший Владимирскую семинарию.

    В 1827 г. к Введенской церкви Переславля был назначен священник Петр Григорьевич Каллистов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1831 г. переведен из Введенской в Иоанно-Богословскую церковь Переславля. В 1869 г - священник Преображенской церкви г. Александрова. Скончался 3 декабря 1880 г.

    В 1831 г. в Переславскую Введенскую церковь из с. Добрилова был переведен священник Абрам Кондратьевич Ганимедов, окончивший в 1824 г. Владимирскую семинарию. Он начал свое священническое служение в 1825 г. в храме с. Добрилова. После Введенского храма в Переславле служил на Урале. В 1836 г. в Пермском соборе, с 1837 г. - протоиерей, с 1848 г. в церкви Глинской слободы Екатерининбургского уезда, с 1854 г. - в церкви Тагильской слободы, скончался в 1860 г.

    Дмитрий Васильевич Царевский в 1854 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1861 г. - священник Переславской Введенской церкви, с 1880 г. Переславской Знаменской церкви.

    В 1880 г. к Введенской церкви Переславля из с. Соломидина был переведен священник Алексей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1858 г., в 1862 г. назначен священником Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского. В 1877 г. переведен к Церкви с. Соломидина Переславского уезда.

    В 1895 г. к Введенскому храму был назначен священник Евгений Андреевич Елховский (будущий священномученик).

    В советское время Введенская церковь разрушена.

    В Рыбной слободе уже в 1-й половине XVI в. существовала деревянная церковь Пророка Божия Илии. В 1778 г. освящена каменная Ильинская церковь. В 1803 г к ней пристроена колокольня, на которой был колокол с надписью: «7159 года марта 23 положил сей колокол Переславской слободки торговый человек Лев Гаврилов сын Темерин».

    Настоятелем Ильинского храма в 1837 г. был определён студент Владимир Матвеевич Богословский, окончивший Владимирскую семинарию в 1836 г.

    В 1916 г. в Ильинском храме служил священник Константин Никольский.

    Храм закрыли в 1923 г. Иконостас был уничтожен, церковь разграблена, иконы XVI в. «Святитель Николай» и «Св. великомученица Варвара» сохранились в коллекции Переславского музея. Несмотря на определение Главнауки, что «Ильинская церковь представляет большой историко-архитектурный интерес и её следует сохранить», в 1930-х гг. она была разрушена.

    Христорождественская церковь стояла у западных городских ворот. По названию церкви и улица называлась Рождественской. В XV в. здесь был мужской Рождественский монастырь, позднее приписанный к Троицкому Данилову монастырю.

    В 1797 г. на месте деревянной церкви на средства дворянки Самсоновой и других прихожан был построен каменный храм Рождества Христова с приделом Николая Мирликийского Чудотворца. В 1930-е годы церковь разобрали.

    С 1821 г. священником Христорождественской церкви Переславля был Феодор Степанович Смирнов. На этом приходе оставался до конца жизни.

    В 1851 г. к Рождественской церкви Переславля был рукоположен, окончивший Владимирскую семинарию в 1848 г., Павел Никитич Знаменский. В 1888 г он был возведен в сан протоиерея. При Рождественской церкви была приходская школа о которой, уже в преклонные годы о. Павла Знаменского, оставил воспоминания о. Евгений Елховский - законоучитель этой школы: «...в Христорождественской школе, где я законоучителем состоял... с первого года священства... В Рождественской школе я был как будто наемный, не свой, я не был так близок к обучающимся там детям, и это потому, что там был заведующий школой свой местный священник, протоиерей о. Павел Знаменский, который, хотя и слишком был стар, он не мог уже сам преподавать Закон Божий, бразды же правления школой все же не хотел уступить из своих рук для заведования другому. В начале каждого учебного года он самолично производил и набор учеников, и экзамен по прошествии года, в присутствии, конечно, меня, им давал. Он не считался с тем, что в числе принятых им было много таких, которые за тупость к ученью и худое поведение были уволены из других школ. Тут было как будто исправительное заведение малолетних преступников, а не одна только школа. Разумеется, лежала ль душа к такой школе? И учителем здесь был также местный приходской диакон и уже старик Иван Феодорович Троицкий, учивший детей читать и считать каким-то старинным допотопным способом, хотя он, и правда, исполнителен и усерден был к делу, школа была смешанная из мальчиков и девочек, больше 60-ти учеников каждогодно. Дисциплина на уроках учителя была слишком плохая.

    И мне большого труда всегда стоило на уроках своих мало-мальски установить надлежащий порядок, чтобы был и успех. Ежеминутно, как улице исправный полицейский, не приходилось мне выпускать из вида чуть ли не каждого ученика, чтобы он не шалил, не забывался во внимании, чтобы и других не увлек за собой в баловство».

    Разрушенные храмы Переславской земли - продолжение.
    В начало

     
    Rambler's Top100